Нормативная цена земли. порядок проведения расчетов

Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка — в 2019 году, определение, процедура расчета, средние числа

Кадастровая стоимость используется для расчета имущественного налога на землю, уплачиваемого хозяином территории в бюджет. Процедура ее определения четко описана законодательством. Региональными властями принимается решение об осуществлении государственной кадастровой оценке земель. Такое действие должно производиться минимум один раз в 5 лет.

В качестве единицы измерения, используемой при определении цены каждой площади по Кадастру, выступает удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) за один квадратный метр. Его устанавливают поквартально по конкретному виду разрешенной эксплуатации.

Важные моменты

Под кадастровой стоимостью понимается установленная в результате государственной оценки рыночная цена недвижимой собственности. Определяется она методами массовой оценки или в индивидуальном порядке. В первом случае оцениваемые объекты распределяются на группы по принципу подобия. К примеру, территории под многоквартирными домами в пределах одного города.

По методам массовой оценки цена земли рассчитывается посредством подстановки различных значений переменных, характерных для данной территории, в модель, сформулированную оценщиком. В итоге выходит удельная стоимость имущества, т.е. цена по Кадастру в расчете на 1 кв. м. (единицу земельной площади).

Переменные – это факторы ценообразования. Они представляют собой качественные или количественные характеристики земельного участка: месторасположение, коммуникационные особенности, расстояние до инфраструктурных объектов и пр. Данные факторы оказывают влияние на итоговую стоимость имущества.

Сбор и выбор их значений осуществляется самим оценщиком.

При отсутствии достаточной информации для формирования модели оценки оценить земельный участок можно индивидуально. По итогам расчетов необходимо составить отчет с отражением использованной методики.

Документ становится структурной частью общего отчета о кадастровой оценке.

Изменения в 2019 году

Федеральный закон № 237, введенный в действие в 2019 году, внес в порядок расчета и оспаривания кадастровой цены недвижимого имущества ряд корректив. Теперь проводить оценку могут только специализированные бюджетные организации.

Основные изменения состоят в тщательной регламентации порядка и отдельных операций по определению цены недвижимых объектов по Кадастру.

Кроме действия новых правил по осуществлению расчетов, в течение переходного периода ситуация будет следующей:

  • применяется стоимость, установленная на январь 2014 года или позже, если она меньше;
  • регионы могут устанавливать новые параметры кадастровой цены только при наличии специализированной бюджетной организации и комиссии, уполномоченной в регулировании спорных ситуаций по данным вопросам;
  • до открытия в регионах специализированных бюджетных организаций берется наименьшая величина цены по Кадастру за 2014-2016 годы.

Зачем это нужно

Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в 2019 году – это котировка территории в калькуляции на единицу площади надела. Данный показатель участвует в определении кадастровой цены земельных наделов и имущественных налоговых платежей.

Для расчета стоимости надела по кадастру применяется формула:

Где:

Сз Стоимость территории.
УПКС Удельный показатель цены по Кадастру.
Пл Размер площади надела, в кв. м.

УПКС используется в разных случаях:

  • при образовании новых земельных наделов;
  • при необходимости перевода территории из одного разрешенного вида эксплуатации в другой;
  • при необходимости изменения целевого назначения территории.

При определении цены по Кадастру важно понимать, что УПКС одной территории может изменяться по кварталам и в случае трансформации разрешенной эксплуатации. На каждый квартал рассчитывается УПКС в разрезе по регионам и их населенным пунктам.

Аналогичный порядок предусмотрен для определения минимального УПНС для промышленных и специальных площадей. Меньше этих пороговых значений фактический показатель не может быть установлен. Минимальные пределы определяются по специальной методике средневзвешенных параметров по конкретному административному округу.

Области применения

Кадастровая оценка стоимости конкретных участков, определяемая государственными органами, используется для:

  • вычисления суммы налога за пользование территорией владельцем;
  • расчета арендной платы за предоставленное государством имущество;
  • определения размера выкупа или приобретения государственной земли;
  • иных целей, предусмотренных законодательством.

Государством определены верхние пределы ставок налога на земли различного назначения: от 3-х до 10-15%. Муниципалитеты имеют право снижать установленные размеры.

Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка

Законодательством предусмотрен двухэтапный порядок установления УПКС. Для начала определяется показатель сельскохозяйственных земель в пределах всего субъекта РФ. Далее отрабатывается нормативная база, необходимая для реализации второго этапа.

УПКС рассчитывается по следующему правилу: расчетный дивиденд с 1 га территории умножается на период капитализации, составляющий 33 года.

Какие нужны документы для расчета и как происходит процедура

Перед расчетом индивидуальной цены земельного надела нужно собрать необходимую информацию из межевого дела и кадастрового паспорта:

  • общую площадь участка;
  • целевое назначение земли;
  • УПКС территории;
  • сведения об объектах недвижимости, имеющихся на земельном участке.

Далее необходимо запросить выписки из государственных учреждений о состоянии кадастрового квартала: кадастровый план, отражающий особенности инфраструктуры и указание зон построек из межевого проекта.

Порядок установления кадастровой стоимости земель предусмотрен Методическими рекомендациями № 226 от 2019 года:

  1. Объединение земельных участков в единые оценочные группы в пределах конкретного региона.
  2. Исчисление УПКС по каждой группе.
  3. Расчет кадастровой стоимости для каждого участка.

Участки группируются по принципу идентичности ценообразующих факторов. В случае схожести показателей группы подлежат объединению.

Обособляются территории, представляющие собой:

  • личные хозяйства с разрешенной застройкой;
  • объединения огородников и садоводов;
  • дачные товарищества;
  • жилые дома: индивидуального строительства, средней этажности, многоквартирные, многоэтажные, блокированные.

Определение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков после группировки производится в следующей последовательности:

  1. Для каждой группы выявляются ценообразующие факторы.
  2. Выделяется эталон – участок с типичными характеристиками.
  3. Создается подгруппа из эталонных объектов, похожих по показателям.
  4. Для подгрупп собирается и анализируется рыночная информация.
  5. Осуществляется статистическое моделирование, выявляются зависимости рыночной цены от ценообразующих факторов.
  6. Рассчитывается УПКС для эталона.
  7. Определяется кадастровая стоимость всех земельных участков группы с эталоном посредством умножения УПКС на их площади.

В расчет стоимости по Кадастру могут добавляться поправочные коэффициенты для снижения суммы при наличии у участка особых характеристик, к примеру, близкое нахождение паводковой зоны.

При обнаружении владельцем земли явного несоответствия кадастровой стоимости, ее можно оспорить. Для этого необходимо обращение в суд или уполномоченную комиссию с представлением доказательств, что оценка проведена по недостоверным данным или не были использованы понижающие коэффициенты.

Источник: https://1kvartirka.ru/udelnyj-pokazatel-kadastrovoj-stoimosti-zemelnogo-uchastka/

Стоимость земли

Перейти к следующей статье

Среди богатств, которыми обладает человечество, земле, вне всякого сомнения, принадлежит центральное место при любой системе общественного устройства. Даже когда, объявленная всенародной собственностью, она, как это было в России почти на всем протяжении XX столетия, фактически была лишена права иметь рыночную стоимость.

Зачем нужно знать стоимость земельных участков

Сегодня пользоваться землей «задаром» не получится. За исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, действует принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату.

Одной из форм реализации этого принципа является взимание земельного налога, размер которого в настоящее время рассчитывается исходя из размера кадастровой стоимости земли. Кадастровая стоимость может также применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Но это не единственный повод определить стоимость земли. В условиях рыночной экономики значительная часть земельных участков вовлечена в гражданский оборот и является объектом купли-продажи.

Обратите внимание

Находящимся по разные стороны «баррикад» участникам сделки купли-продажи ─ продавцу и покупателю — необходимо знать стоимость участка земли, чтобы с одной стороны избежать необязательных потерь, а с другой ─ не переплачивать лишнего.

Оценка стоимости земли в частности и недвижимости в целом ─ одно из направлений оценочной деятельности. Т. е. профессиональной деятельность субъектов оценочной деятельности, направленной на определение стоимости земли ─ рыночной, кадастровой или иной.

Виды стоимости земли

В Федеральном стандарте «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» говорится о следующих видах стоимости объекта оценки, используемых при оценочной деятельности: 

  • рыночная стоимость;
  • инвестиционная стоимость;
  • ликвидационная стоимость;
  • кадастровая стоимость.

В Земельном кодексе Российской Федерации (ЗК РФ) сказано о кадастровой и рыночной стоимости земельных участков.

Статья 66 «Оценка земли» ЗК РФ для определения рыночной стоимости адресует к Федеральному закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»: «Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности».

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, когда определена рыночная стоимость земельного участка. В этом случае его кадастровая стоимость принимается равной рыночной стоимости.

Источник: http://zakadom.ru/stoimost_zemli

Виды стоимости земельного участка

Земля, как и все другие объекты гражданских прав подлежат оценке. Совокупная оценочная стоимость земельного участка формируется из нескольких видов цен. Так, в силу законодательства РФ и существующей практики правоприменения выделяют:

  1. Кадастровую стоимость.
  2. Нормативную стоимость земли.
  3. Рыночную стоимость земли.
  4. Инвестиционная стоимость земли.

Для определения каждой из них, юристы советуют обращаться к специалистам, имеющим опыт работы в данной сфере.

Кадастровая стоимость участка

При проведении земельно-оценочных работ, очень важно установить кадастровую цену участка. Прежде всего, она необходима для целей налогообложения, но может быть использована и для установления платы за аренду.

Для определения кадастровой цены земли за основу берутся установленные органами госвласти специальные стандарты и методики. Проанализировав их можно выделить следующие этапы кадастровой оценки:

  • Сбор информации.
  • Определение факторов, которые будут влиять на стоимость (например, категория, площадь земли, тип пользования, который разрешен и др.).
  • Построение модели того, как будет происходить оценка.
  • Непосредственно сама кадастровая оценка земель.
  • Подведение итогов.
  • Формирование отчета.

к содержанию ↑

Нормативная цена земельного участка

Нормативная цена земли – стоимость определенного участка, которая формируется исходя из следующих показателей:

  • Качество почвы.
  • Месторасположение участка.
  • Потенциальный доход, который рассчитывается за определенный расчетный период.

Земельным законодательством РФ закреплено правило, в силу которого, при отсутствии кадастровой стоимости участка, для расчетов будет использована его нормативная цена.

Порядок расчета нормативной стоимости установлен Правительством РФ, в котором говорится о том, что:

  • Нормативная цена должна быть менее чем 75% рыночной стоимости земли.
  • Данный порог местные власти могут на свое усмотрение поднимать или опускать, но не более чем на 25%.
  • Госкомнадзор обязан разрабатывать методики для определения нормативной стоимости.
  • Документы обязаны выдавать территориальные отделы Госкомнадзора.

к содержанию ↑

Рыночная стоимость земельного участка

Рыночная цена земельного участка очень важна нам, как простым гражданам, так как именно от нее зависит стоимость земли при ее покупке или продаже. Рыночная цена земли зависит от многих факторов:

  1. Месторасположение участка.
  2. Площадь земли.
  3. Разработанность и качество почвы.
  4. Нахождение на земле различных построек, есть ли жилые помещения.
  5. Действия, которые разрешено проводить с землей.
  6. Проходило ли межевание.
  7. Стоит ли участок на кадастровом учете и многое другое.

к содержанию ↑

Инвестиционная стоимость земли

Инвестиционная стоимость земли будет интересна тем, кто рассматривает участок в качестве вложения. Она обычно определяется оценщиком для конкретного лица либо небольшой группы. При проведении оценки не учитывается возможность отчуждения земли, так как основное ее предназначение – долгосрочные инвестиции.

Источник: http://arenaprava.ru/articles/nedviga/stoimost-uchastka/

Кадастровая стоимость земельного участка

Кадастровая стоимость земельного участка выражает его нормативную цену, рассчитанную в зависимости от категории и месторасположения земли.

Она необходима для урегулирования земельных отношений, упорядочивания сделок купли-продажи и аренды, а также для расчета величины налога на землю. Государственная кадастровая оценка проводится не реже, чем раз в 5 лет.

Полученные по итогам оценки данные вносятся в государственный кадастр недвижимости, который ведется Федеральной службой госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестром).

Взаимосвязь кадастровой, нормативной и рыночной стоимости

Законодательством РФ, помимо кадастровой стоимости, закреплены также понятия нормативной и рыночной стоимости.

Нормативная стоимость применяется тогда, когда кадастровая стоимость не определена.

Ее расчет необходим в ряде случаев, предусмотренных законодательством: при получении кредитов в банке под залог земли, выкупе государственных и муниципальных земель и т.д.

Обычно она определяется на основе 200-кратной ставки налога на землю на 1м2 площади земельного участка, рассчитанного на основе его целевого назначения, с учетом повышающих коэффициентов и без учета налоговых льгот.

Местные органы власти ежегодно устанавливают нормативную цену земли и могут изменять ее в пределах не более 25%. Общая величина нормативной стоимости не должна превышать 75% рыночной цены.

Документ, подтверждающий нормативную цену земли для конкретного участка, можно получить в районном или городском комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

Читайте также:  Как рассчитываются удержания по исполнительному листу из заработной платы

Рыночная стоимость определяется взаимодействием спроса и предложения на рынке земли определенного назначения в конкретном регионе на данный момент времени. Ее величина не должна превышать наиболее вероятную рыночную стоимость покупки аналогичного участка. При изменении конъюнктуры рынка либо целевого назначения участка она может изменяться.

Рыночная стоимость в основном характерна для вторичного рынка, на котором перепродаются участки земли, находящиеся в частной собственности. Для первичного рынка, где происходит выкуп государственных и муниципальных земель в частную собственность, больше применима нормативная стоимость.

Указанные виды стоимости могут существенно различаться. Кадастровая и нормативная стоимость имеют больше сходства с ценой инвентаризации, тогда как рыночная определяется реальными спросом и предложением.

Порядок определения кадастровой стоимости

Определение кадастровой стоимости земель осуществляется в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (от 08.04.2000 г.).

  1. Территориальный субъект РФ принимает решение о проведении кадастровой оценки участков земли, относящихся к его территории.
  2. Территориальное управление Росреестра подготавливает список (перечень) земельных участков, которые подлежат обязательной кадастровой оценке. Согласно действующему законодательству все земельные участки, включенные в состав земель населенных пунктов, подразделяются на 17 видов разрешенного использования. В каждом населенном пункте они разделены на административно-территориальные единицы, в составе каждой их которых выделены соответствующие кадастровые кварталы.
  3. В списке земельных участков отражаются такие характеристики по каждому участку: его площадь, место расположения, наличие, характер и назначение строений, если они есть.
  4. Росреестр задействует оценочную организацию, которая рассчитывает удельный показатель кадастровой стоимости по каждому кадастровому кварталу и каждому виду разрешенного использования. Этот показатель рассчитывается на основе средней рыночной стоимости либо нормативной стоимости 1 м2 земельного участка в том или ином квартале для определенного вида разрешенного использования.
  5. Для утверждения результатов кадастровой оценки составляется соответствующий нормативный акт территориального субъекта РФ.
  6. После утверждения результатов они заносятся в систему кадастрового учета территориального управления Росреестра.

Расчет кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость конкретного участка земли определяется на основе удельного показателя кадастровой стоимости 1 м2 (удельной кадастровой стоимости земельного участка).

Умножив его на площадь данного участка, получаем его кадастровую стоимость.

Размер удельного показателя может различаться для каждого кадастрового квартала и того или иного вида разрешенного использования.

Если для земельного участка установлено несколько видов разрешенного использования, то для расчета выбирается наибольший удельный показатель кадастровой стоимости из всех возможных видов разрешенного использования для данного участка.

Важно

В целях упорядочения статистического анализа, а также в качестве ориентира территориальными субъектами РФ устанавливаются средние значения удельных показателей кадастровой стоимости участков земли по каждой категории земель и виду функционального использования по муниципальным районам или округам.

Аналогично могут устанавливаться и минимальные значения удельных показателей кадастровой стоимости для земель промышленности и иного специального назначения, ниже которых она не может быть установлена. Они определяются на основе методики расчета средневзвешенных показателей по каждому району (округу) и категории земель.

Где и как узнать кадастровую стоимость земельного участка?

Получить данную информацию можно в территориальном отделении Росреестра. Запрос обязательно должен содержать кадастровый номер земельного участка. Он формируется из номера кадастрового округа, региона, квартала и конкретного участка.

Узнать номер можно в органах Росреестра, на его сайте либо в документах (договор купли-продажи, свидетельство, подтверждающее право собственности, кадастровый паспорт земельного участка и др.).

На основании запроса специалисты могут предоставить всю имеющуюся информацию о нем, в том числе и расчеты платежей.

Узнать кадастровую стоимость сейчас можно и не выходя из дома — при помощи интерактивной кадастровой карты, находящейся на официальном сайте Росреестра, введя в соответствующее поле кадастровый номер участка.

Если по каким-то причинам данных о нужном участке на портале нет, то можно найти постановление соответствующего муниципального органа власти об утверждении результатов государственной кадастровой оценки, в нем найти кадастровую стоимость 1м2 земли района, где расположен участок, умножить ее на площадь участка и таким образом найти его примерную стоимость.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка

Кадастровая стоимость может быть изменена в следующих случаях:

  • при объективных изменениях основных характеристик участка: изменения площади и границ, изменение разрешенного вида использования участка, переводе участка в другую категорию;
  • при обнаружении ошибок в документах, ведущих к завышению кадастровой стоимости.

В первом случае в территориальный орган Росреестра по местонахождению земельного участка подается заявление и пакет необходимых документов (межевой план, копию документа, подтверждающего разрешение земельного спора, право собственности на участок и др.).

Кадастровые ошибки могут быть оспорены и исправлены в административном порядке либо в суде.

Если кадастровая стоимость завышена, то соответственно завышается величина уплачиваемого собственником налога на землю, арендной платы для арендатора, стоимость выкупа государственного земельного участка и ряд других расходов. Поэтому ее уменьшение способно обеспечить существенную экономию для того, кто владеет или пользуется земельным участком.

Наиболее часто встречающиеся случаи завышения кадастровой стоимости

1. Завышается удельный показатель кадастровой стоимости для определенного вида разрешенного использования, либо неверно определен вид разрешенного пользования.

Такое может произойти в случае технической или кадастровой ошибки, когда в документах неверно указан удельный показатель кадастровой стоимости, который не соответствует фактическому.

Так, например, если вместо удельного показателя для участка земли с видом разрешенного использования, предусмотренного «для размещения производственных и административных зданий» будет установлен показатель «для размещения офисов», то его значение будет завышено почти в 3 раза.

Совет

Если участок застроен и на нем расположено здание или иное строение, то его назначение можно определить по записи в техническом паспорте на данный объект недвижимости. Для исправления ошибки нужно подать заявление в территориальный орган кадастрового учета. В случае его отказа в исправлении ошибки можно обратиться в суд.

2. Кадастровая стоимость превышает его рыночную стоимость.

В этом случае следует руководствоваться Постановлением Верховного Арбитражного Суда РФ, в соответствии с которым кадастровую стоимость земельного участка следует признавать равной его рыночной стоимости с того момента, как будет определена его рыночная стоимость. Определить рыночную стоимость участка можно, обратившись к независимому оценщику. На основании его отчета кадастровая стоимость земельного участка в судебном порядке может быть переустановлена в размере его рыночной стоимости.

В случае, когда кадастровая стоимость участка земли определялась после 22.07.2010 г. и оказалась завышена, то ее возможно оспорить и без суда, обратившись в специализированную комиссию в течение полугода с момента внесения в государственный кадастр недвижимости информации о кадастровой стоимости.

Комиссия может пересмотреть кадастровую стоимость земельного участка в двух случаях:

  • когда доказано, что кадастровая оценка проводилась на основании недостоверных сведений;
  • при наличии заключения независимого оценщика об определении рыночной стоимости участка земли.

Специализированная комиссия рассматривает заявление на протяжении одного календарного месяца.

Источник: http://www.landatlas.ru/help/kadastrovaya-stoimost-zemelnogo-uchastka.htm

Нормативная цена земли — Энциклопедия по экономике

Нормативная цена земли

Нормативная цена земли.  [c.194]

При решении практических вопросов землепользования в РФ применяется нормативная цена земли. Порядок определения нормативной цены земли был установлен Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 1992 г.

По этому постановлению нормативная цена земли применятся для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность гражданам установлении коллективной собственности на землю передаче по наследству дарении получении банковского кредита под залог земельного участка, а также в других случаях, предусмотренных земельным законодательством РФ.  [c.382]

Нормативная цена земли — это установленная правительством РФ минимальная цена земли.  [c.382]

В 1994 г. постановлением правительства РФ № 1204 нормативная цена земли была установлена в размере 200-кратной ставки земельного налога за единицу земельного участка. Через три года постановлением пра-  [c.382]

Плата за землю взимается по всей территории Российской Федерации (будучи местным налогом).

Цель ее введения — стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.  [c.128]

Плательщиками ежегодного земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За землю, переданную в аренду, взимается арендная плата.

Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установления коллективно-долевой собственности на землю, Передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативная цена земли. Этот показатель характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Обратите внимание

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в год.  [c.128]

Ежегодный земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче земли по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативная цена земли.

Это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.  [c.98]

Формами платы за использование земли являются ежегодный земельный налог, нормативная цена земли и арендная плата.  [c.203]

Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли применяется для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также для получения под залог земли банковского кредита.

Таким образом, нормативная цена земли обеспечивает возможность экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении коллективно-долевой собственности на землю, при передаче земли по наследству и в случаях ее дарения.

Нормативная цена земли по конкретным участкам определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога в рублях на единицу площади земель соответствующего целевого назначения. При этом за минимальный уровень ставки для расчета нормативной цены земли принимается 0,1 руб. за га.

Важно

Размер нормативной цены земли устанавливается на уровне, не превышающем 75% рыночной цены на типичные участки соответствующего целевого назначения. За основу при исчислении нормативной цены земли принимаются средние ставки земельного налога.  [c.203]

Формами оплаты за использование земли являются ежегодный земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.  [c.218]

В каких случаях используется нормативная цена земли  [c.220]

Плата за землю в соответствии с федеральным законодательством осуществляется в трех формах земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.  [c.422]

Земельный налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов). Арендаторы платят арендную плату. Арендная плата взимается за земли, переданные в аренду. Нормативная цена земли устанавливается при покупке и выкупе земельных участков в соответствии с действующим законодательством, при получении банковского кредита под залог земли.  [c.422]

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.  [c.437]

Нормативная цена земли введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и полу-  [c.437]

Порядок определения нормативной цены земли установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.97 № 319 «О порядке определения нормативной цены земли».  [c.438]

В соответствии с этим постановлением нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам.  [c.438]

Совет

Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.  [c.438]

Органы местного самоуправления или администрации по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25 %.  [c.438]

Нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения.  [c.438]

Земельный налог. За использование земли в РФ взимается плата в виде земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли. Собственников земли, землевладельцев и землепользователей, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимают арендную плату.

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливают нормативную цену земли. Постановлением Правительства РФ № 2 от 05.01.

1998 утвержден Порядок торгов по продаже земельных участков, где начальную цену устанавливают в размере пятикратной ставки земельного налога.  [c.365]

В 1990-е гг. в Российской Федерации налогообложение земельных участков осуществляется на основании Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 О плате за землю . В соответствии со ст. 1 этого Закона использование земли в Российской Федерации является платным, а формами оплаты являются ежегодный земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.  [c.402]

Нормативная цена земли устанавливается для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения банковского кредита под залог земли. Нормативная цена земли представляет собой показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Обратите внимание

Нормативная цена земли была введена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении коллективно-долевой собственности на землю, при передаче по наследству и дарении, при получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.  [c.

402]

Нормативная цена земли 149  [c.296]

Законом РФ О плате за землю введено понятие нормативной цены земли и определен порядок ее расчета (рис. 18.1).  [c.398]

В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1204 О порядке определения нормативной цены земли и Инструкцией Государственной налоговой службы РФ по применению Закона  [c.398]

Рис. 18.1. Понятие и определение нормативной цены земли

РФ О плате за землю от 17 апреля 1995 г. № 29 нормативная цена земли по конкретным земельным участкам определяется в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка соответствующего целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству в зависимости от уровня рыночных цен на земли различного целевого назначения могут устанавливать по оценочным зонам земель на территории субъекта РФ повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли, но при этом нормативная цена не должна превышать 75% уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей оценочной зоны.  [c.400]

Администрация города может повышать или понижать установленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более чем на 25%.  [c.400]

В табл.18.1 приведена нормативная цена земли за 1 м2 для Санкт-Петербурга.  [c.400]

Таблица 18.1. Нормативная цена земли за 1 м2 в ставках земельного налога

При совершении сделок купли-продажи земли или выкупе земельных участков (кроме приватизированных предприятий) в расчете нормативной цены земли во всех случаях, включая сделки купли-продажи физическими лицами земельных участков, занятых жилыми домами, дачными и садовыми участками и т. п., применялся повышающий коэффициент, равный 150. Данный коэффициент был утвержден распоряжением мэра от 06.05.95 № 417-р.  [c.400]

Плательщиками ежегодного земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установления коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка вводится нормативная цена земли.

Этот показатель характеризует стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Плательщиками земельного налога и арендной платы выступают организации, включая международные, неправительственные, иностранные юридические лица, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка и утвержденных ставок. Объектом обложения являются земельные участки независимо от направлений их использования (промышленность, транспорт, лесной фонд, водный фонд, личное подсобное хозяйство, жилищное, дачное, гаражное строительство, садоводство, огородничество, животноводство и т.

п.). В 1992 году принят Закон РФ от 21.02.92 г. № 2396-1 О недрах , который содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отношения природопользования регулируются государством. Одним из методов этого регулирования является введение платежей в бюджет за пользование недрами. Таким образом, пользование недрами в Российской Федерации становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.  [c.212]

Важно

ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ — по российскому земельному законодательству производится в формах земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, в случаях, установленных законодательством, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.  [c.159]

Источник: https://economy-ru.info/info/3772/

Нормативная цена земли

Кто определяет, сколько стоит земля на данном участке, от чего она зависит, меняется ли она со временем? Если вы тоже задаетесь этими вопросами, то вам будет полезно прочитать нашу статью.

Нормативная цена земли – стоимостной показатель земли определенного качества и расположения, исходящий от потенциальной прибыли.

О целевом назначении немного подробнее. законодательство рф определяет семь видов целевого назначения земельных участков:

  • Сельскохозяйственные – 23%;
  • Населенных пунктов – 1.2%;
  • Промышленности и спецназначения – 1%;
  • Особо охраняемых территорий – 2.7%;
  • Лесного фонда – 65.3%;
  • Водного фонда – 1.5%;
  • Запаса – 5.3%.

Статьей Постановления №319 администрациям разрешено по мере развития рынка понижать и повышать нормативную цену земли, но в пределах 25 процентов, при этом нормативная цена не должна быть выше 75 процентов рыночной стоимости на аналогичные участки по назначению и размерам.

Факторы формирования цены

Все факторы можно сгруппировать по принадлежности к промышленному использованию, сельскохозяйственному и единоличному (поселок, населенный пункт, земли животноводств и садоводств, земли личного пользования).

На нормативную цену земли вне населенных пунктов для промышленной эксплуатации влияют факторы:

  • Уровень устойчивости природного комплекса;
  • Экологическое состояние;
  • Уровень развития соц. сферы вблизи;
  • Уровень инженерного обустройства;
  • Уровень развития инфраструктуры: грузовые порты, ж/д станции, магистрали, перерабатывающие предприятия, пункты хранения и складирования.

На нормативную цену сельскохозяйственных земель влияют факторы:

  • Уровень плодородия;
  • Уровень развития соц. сферы вблизи;
  • Состояние окружающей среды и санитарно-гигиенические условия;
  • Доступность рынков сбыта, магистралей, пунктов хранения.

На нормативную цену земель для садоводств, животноводств и личного пользования влияют факторы:

  • Качество почвы;
  • Геологические условия: сейсмичность, подверженность наводнениям, эрозии, подтоплению, оползням;
  • Безопасность проживания;
  • Ландшафтные и архитектурные условия: санатории, водоемы, лагеря;
  • Уровень развития хозяйства: доходы населения, занятость населения;
  • Состояние окружающей среды;
  • Уровень развития соц. сферы;
  • Плотность и численность населения;
  • Обеспеченность инженерными путями и коммуникациями: газ, вода, тепло, телефония, свет, канализация;
  • Обеспеченность магистралями;
  • Транспортная доступность центров.

Применение нормативной цены земли

Данный стоимостной показатель применяется при:

  • Наследовании;
  • Дарении;
  • Продаже;
  • Изъятии земли государством для целей общества;
  • Продаже строения на данной земле;
  • Если земля выступает залогом по кредиту.

Хочется отметить, что в формировании нормативной цены льготы не участвуют.

Выкупная цена земли

В законе сказано, если на момент продажи кадастровая стоимость земельного участка не установлена, разрешено использование нормативной цены земли. Давайте рассудим. На сегодняшний день кадастровая стоимость находится наравне с рыночной, это сделано с целью увеличения налоговых вычет.

Ранее подоходный налог платился с оценочной стоимости БТИ, что давало возможность гражданам фальсифицировать договора купли-продажи, указывая заниженную стоимость. На смену оценки БТИ пришла оценка кадастровая. Но нормативная цена не может быть более 75 процентов от рыночной, а по сути и кадастровой.

Получается, счастливчик тот, кто покупает участок, который не успели оценить в Кадастровой палате.

Федеральный закон регламентирует выкупную цену, и она следующая:

  • В населенных пунктах с численностью до 500 тысяч человек нормативная цена земли устанавливается от 3 до 10-кратной ставки земельного налога за ед. площади приобретаемого участка;
  • В населенных пунктах с численностью от 500 тысяч до 3 миллионов человек – от 5 до 17-кратной ставки земельного налога;
  • В населенных пунктах с численностью более 3 миллионов – от 5 до 30-кратной ставки налога.

Изменение целевого назначения земли

Федеральный закон обязует собственников использовать земельные участки по назначению и предусматривает ответственность за нарушение его указаний. Однако если жизнь вынуждает, то можно обратиться к специалистам, которые помогут вам изменить целевое назначение.

Для этого вам понадобятся:

  • Заявление;
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Паспорт на землю с ее описанием;
  • Свидетельство регистрации собственности;
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Если же ваша собственность находится вблизи охраняемых территорий, заповедников, то шанс изменить назначение участка ничтожен.

Так же стоит помнить, что все строения на земле должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным, строительным и экологическим требованиям.

Подытожим. Кадастровая стоимость нужна для определения налоговых вычетов, нормативная – для отчуждения земель. Это два стоимостных показателя, которые идут бок о бок.

Источник: http://petersit.ru/normativnaya-tsena-zemli/

Нормативная и кадастровая стоимость земли | Адвокат Жмурко Светлана Евгеньевна

Многие владельцы земельных участков слышали о том, что помимо рыночной стоимости земли существуют еще и нормативная, а также кадастровая стоимость.

Нормативная цена земли представляет собой показатель, который рассчитывается в денежном выражении. Он характеризует стоимость земельного участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Понятие «нормативная цена земли» введено для того, чтобы обеспечить экономическое регулирование земельных отношений при переходе права на земельный участок в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Нормативная цена земли определяется и устанавливается законодательно, в том числе постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 года №319 «О порядке определения нормативной цены земли».

Как указано в постановлении, нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам и зависит от административного района, конкретного поселения или их групп.

Предложения об определении стоимости и оценке зонирования территорий того или иного субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления, районные администрации по мере развития земельного рынка вправе принимать решения и уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать нормативную цену земли, но не более чем на 25%. Нормативная цена земли не должна превышать 75% уровня рыночной цены на такие же земельные участки соответствующего целевого назначения.

Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству по поступившему к ним запросу предоставляют заинтересованным лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

Совет

Для определения кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). По закону в том случае, если определяется рыночная стоимость земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Государственную кадастровую оценку земель делают, чтобы определить кадастровую стоимость земельных участков различного целевого назначения. Проводят ее не реже одного раза в 5 лет. Основывается государственная кадастровая оценка земель на классификации земель по целевому назначению и виду использования.

Осуществляют государственную кадастровую оценку земель  городских, а также сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан после проведения статистического анализа рыночных цен и на основании получения иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки объектов недвижимого имущества. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий, расположенных за чертой городских и сельских поселений и земель лесного фонда, осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, аналогичных по целевому назначению, виду использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровую стоимость земель определяют с учетом данных кадастра недвижимости.

Все споры, которые возникают при определении кадастровой стоимости земли, рассматриваются в судебном порядке. Споры по поводу определения кадастровой стоимости земель ного участка часто встречаются в практике арбитражного суда.

С. ЖМУРКО, адвокат

http://sotki.ru/sad_ogorod/article/normativnaya-i-kadastrovaya-stoimost-zemli-1202

Источник: http://ya-advokat.ru/portfolio-item/normativnaya-i-kadastrovaya-stoimost-zemli/

Нормативная цена земли и кадастровая стоимость земельного участка

1. НОРМАТИВНАЯ ЦЕНА ЗЕМЛИ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Наиболее широко цитируемое определение понятия нормативная цена земли (НЦЗ) дает статья 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»:

Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Из определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены земли выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке, а эта деятельность определяется категорией земли и разрешенного использования земельного участка.

Обратите внимание

Это подтверждает мнение, приведенное в комментарии к Земельному кодексу РФ под редакцией Чубукова Г.В. и Тихомирова М.Ю.

, что нормативная цена земли в ранее действовавшем законодательстве хотя и выступала в качестве формы платы за землю, однако, по сути, она являлась критерием расчета платежей за использование земли, а не формой платы за нее.

Таким образом, нормативная цена земли характеризует не качество земли как таковой, ее физические свойства, а скорее ее степень пригодности для определенных видов деятельности. И, скорее всего, можно предположить, что перевод земли из одной категории в другую и изменение разрешенного использования должен повлечь за собой изменение нормативной цены земельного участка.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» :

  • нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

В связи с приведенным выше процитирую определение НЦЗ, которое предлагает Волков Г.А.:

  • Нормативная цена земли – административно устанавливаемая стоимость земельного участка в составе группы земельных участков, включенных в одну оценочную зону.
  • В своих лекциях профессор Петрова Т.В. предлагает использовать следующее определение нормативной цены земли, которое на взгляд автора настоящей работы является наиболее приближенным к самой сути института и не перегружено специальными правовыми терминами:
  • Нормативная цена земли – это условный экономический показатель, необходимый для регулирования отношений землепользования, сделок с землей, для установления некоторой объективированной цены на земельный участок.

1.2. НАЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИНСТИТУТА

Назначение нормативной цены земли установлено в Ст. 25 Закона РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»:

Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Роль нормативной цены земли вытекает из функции, которую ей необходимо было выполнить в начале 90-х. Одним из важнейших компонентов структурной перестройки экономики России, направленной на развитие рыночных отношений, стала земельная реформа, реализация которой была начата в 1990 году.

Право частной собственности на землю впервые было введено в 1990 году статьей 12 Конституции РСФСР. В ноябре 1999 года в России были приняты законы «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», закрепившие право частной собственности на землю.

В силу разработанных экономистами того времени программ перехода России к рыночной экономике было принято решение о скорейшей передаче (покупке и выкупа) государственной собственности в собственность частную. Для обеспечения минимальной стоимости отчуждения земли государством, на взгляд автора данной работы, и был введен институт нормативной цены земли. Это подтверждают: п. 2 ст.

12 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля, 24 декабря 1993 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.):

Для покупки и выкупа земельных участков в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РСФСР, а также для получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Важно

п. 12 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 631 «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности»:

Начальная цена земельного участка при продаже на коммерческом, инвестиционном конкурсе, аукционе устанавливается в размере не ниже нормативной цены земли.

а так же в п. 13:

В случаях, когда собственник приватизированного предприятия является единственным участником аукциона, коммерческого, инвестиционного конкурса, земельный участок продается ему в собственность по стартовой цене, но не ниже нормативной цены земельного участка.

В настоящее время косвенно эту точку зрения подтверждает п. 1 Ст. 12 ФЗ от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

Нормативная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества (далее — нормативная цена) — минимальная цена, по которой возможно отчуждение этого имущества, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, институт нормативной цены земли первоначально действительно выполнял функцию формы платы за землю, поскольку этого требовала экономическая необходимость в стимулировании рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв.

Со временем, его роль изменилась и сейчас это критерий расчета платежей за использование земли. Его существование в настоящее время – явление временное, поскольку на смену данного института с принятием Земельного кодекса пришел институт кадастровой стоимости земельного участка, исходя из содержания п. 13 ст.

Совет

3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»:

В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.

Исходя из приведенного выше положения, можно усмотреть еще одно назначение нормативной цены земли – выполнение функции кадастровой стоимости земли – для целей налогообложения (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ):

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Таким образом, применение такого инструмента, как плата за землю, должно было обеспечить выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного целевого назначения, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов для финансирования таких мероприятий.

1.3. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА, ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ

Несмотря на то, что в СССР земля не могла быть предметом купли-продажи, не допускалась ее аренда и, конечно, не могло быть речи о цене на земельный участок или нормативной цене земли. Это объяснимо политическим строем СССР, особенностью плановой экономики.

Но не смотря на очевидную безнадежность, автор настоящей работы попытался найти некоторый аналог нормативной цены земли или, скорее, институт оценки стоимости земли в СССР.

Законодательно закрепленного института, подобного нормативной цене земле в законодательстве СССР нет, но в некоторых нормативных актах того времени упоминаются институты, которые имеют определенные сходства с оценкой земельного участка. Так, о существовании оценки земельного участка по критерию его качества (плодородие почв) можно судить, исходя из содержания ст.

6 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 29 июня 1979 г. N 4 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, одной из сторон в которых является колхоз или межколхозная организация» (с изменениями от 26 марта 1981 г., 26 апреля 1984 г., 29 сентября 1988 г., 30 ноября 1990 г.):

Обратите внимание

Согласно ст.39 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле колхоз имеет право на возмещение убытков, связанных с изъятием закрепленных за ним земель или временным их занятием (в ред. постановления Пленума N 14 от 30 ноября 1990 г.).

Рассматривая требования о возмещении убытков, судам следует иметь в виду, что в силу п.1 ст.35 Закона СССР «О кооперации в СССР» при ухудшении по вине колхоза земельных угодий, снижении плодородия почв, исключении в течение длительного времени земель из оборота такие земельные угодья могут быть у него частично или полностью изъяты указанными в законе органами.

На оценку стоимости прав на пользование землей косвенно указывает абз.3 ст. 27 Постановления СМ СССР от 13 января 1987 г. N 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран — членов СЭВ» (с изменениями от 17 марта 1988 г., 6 мая, 20 июля 1989 г., 6 августа, 3, 26 сентября 1990 г.):

В счет вкладов в уставный фонд совместного предприятия могут быть внесены здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности, права пользования землей…

Вклад участников в уставный фонд совместного предприятия оценивается в рублях по внешнеторговым ценам, устанавливаемым на основе действующих в рамках СЭВ положений.

При отсутствии таких цен стоимость вносимого имущества определяется по согласованию между участниками.

Прямо о существовании в СССР института экономической оценки земли указано в ст. 40 Постановлении СМ СССР от 7 апреля 1989 г. N 294 «Об экономических и организационных основах арендных отношений в СССР»:

Арендная плата устанавливается в фиксированных размерах исходя из стоимости и состояния основных фондов, экономической оценки земли и других условий аренды.

Важно

И, наконец, о существовании оценки земли с точки зрения ее продуктивности, устанавливаемой законодательством союзных и автономных республик, говорит абз.4 ст.11 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г.:

Изъятие особо ценных продуктивных земель, определенных в соответствии с уровнем кадастровой оценки для данного региона, а также земель, занятых особо охраняемыми природными и историко-культурными объектами, не допускается. Перечень таких земель устанавливается законодательством союзных и автономных республик.

Конечно, приведенные выше выдержки из нормативных актов СССР, не говорят о существовании института аналогичного нормативной цене земли в современном его понимании, но позволяют проследить развитие и становление данного института, который сыграл немалую роль в формировании рыночных отношений в России.

1.4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли» :

Нормативная цена земли… ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. При этом предложения об оценочном зонировании территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Органы местного самоуправления (администрации) по мере развития рынка земли могут своими решениями уточнять количество оценочных зон и их границы, повышать или понижать установленную в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов.

Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывает основные методические положения по ценовому зонированию земель и расчету нормативной цены земли.

Источник: https://www.LawSolutions.ru/page_26.html

Ссылка на основную публикацию