Особенности уплаты ндс иностранными компаниями в россии

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

Каждая страна стремится облагать налогами не только доходы своих резидентов, но и доходы нерезидентов, которые они получают от международных трансакций, затрагивающих экономику данной страны.

В системе международного налогообложения распространение получили два способа уплаты налога: уплата налога непосредственно налогоплательщиком и уплата налога налоговым агентом.

Второй способ уплаты налога применяется в случае положительного экономического эффекта от консолидации обязанностей по уплате налога и возложения их на одно лицо — налогового агента, в случае, когда уплата налога самостоятельно непосредственным налогоплательщиком затруднена или невозможна, а также в других случаях.

Система налогового регулирования иностранного капитала в стране должна быть построена таким образом, чтобы лицо, на которое возложена обязанность осуществлять уплату налога в бюджет, было подконтрольным налоговым органам страны, налагающей этот налог.

В случаях, когда невозможно возложить эту обязанность на подконтрольное лицо, обязанным лицом по уплате налога, по мнению автора, должна стать непосредственно иностранная организация.

Российское законодательство также предусматривает уплату налога как самим налогоплательщиком, так и источником выплаты дохода. В силу ст.

Обратите внимание

24 Налогового кодекса РФ (НК РФ) лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов, признаются налоговыми агентами.

Основной обязанностью налогового агента при возникновении объекта обложения является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление соответствующих налогов. Обстоятельства, которые обязывают к выполнению обязанностей налогового агента, довольно многочисленны.

В данной статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогового агента иностранной организации в целях налога на добавленную стоимость (НДС). Налоговыми агентами иностранных организаций чаще всего выступают российские организации и индивидуальные предприниматели (далее — российские организации).

Но в определенных НК РФ случаях, которые мы рассмотрим ниже, налоговыми агентами также могут выступать и иностранные организации, состоящие на налоговом учете в Российской Федерации.

Такие иностранные организации в налоговых целях приобретают статус российской организации по НДС или налогу на прибыль организаций.

Они самостоятельно выполняют обязанности налогоплательщика и одновременно обязанности налогового агента по отношению к иностранным организациям, не имеющим статус российской организации.

Налогоплательщики

Для правоотношений с иностранным участием крайне важно определить момент, с которого эти отношения попадают под юрисдикцию России. Объектом налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В силу специфики данного налога само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация.

Все иностранные организации в целях НДС делятся на две группы:

1) иностранные организации, состоящие на налоговом учете;

2) иностранные организации, не состоящие на налоговом учете.
Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций. Такие организации приобретают статус российской организации в целях НДС.
Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, подпадают под особый порядок обложения НДС. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами.

Место реализации товаров, работ, услуг

Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Следовательно, налоговые обязательства по НДС возникают у иностранных организаций, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ.

Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст.

147 НК РФ): — товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; — товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Важно

Неоднозначен вопрос с определением места реализации работ (услуг), что представляет для налогоплательщиков особую трудность. Виды выполняемых работ и оказываемых услуг очень разнообразны по сферам деятельности, месту реализации, особенностям налогообложения.

Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС (ст. 148 НК РФ).

Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг (табл. 1).

Таблица 1

N п/п Виды работ

Источник: http://www.pnalog.ru/material/nds-cdelki-inostrannye-organizacii-nalogovyy-agent

Ндс 2019. новое для иностранных компаний, оказывающих услуги e-commerce на территории рф

21 Августа, 2018#ИзмененияЗаконодательства

Ольга Палкина

руководитель направления по развитию услуг финансового аутсорсинга

К услугам в электронной форме относятся: 

  • предоставление прав на использование программ; 
  • рекламные услуги и площадки; 
  • технические, организационные, информационные и торговые площадки 
  • поддержка сайтов; 
  • хранение и обработка информации; 
  • предоставление вычислительных мощностей; 
  • хостинг; 
  • доменные имена, доступ к поисковым системам, электронные книги, музыка, изображения; 
  • ведение статистики;
  • при заказе онлайн, поставка товаров идет не через интернет; 
  • программы и базы данных на материальных носителях; 
  • консультации по электронной почте; 
  • доступ к интернету. 

Полный список услуг в электронной форме указан в тексте закона в п. 1 ст. 174.2 НК РФ. 

Что нужно сделать? 

С 1 января 2019 года иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, обязаны сделать следующее: 

  • встать на учет в ФНС в качестве налогоплательщика; 
  • получить ИНН; 
  • уплатить налог; 
  • ежеквартально сдавать отчетность.

Подать заявление о постановке на учет можно по почте заказным письмом, онлайн через официальный сайт ФНС, сервис доступен и на английском языке. Или обратиться за помощью в Интеркомп. 

Если иностранная компания уже состоит на учете в ФНС, уплачивает НДС и сдает отчетность по услугам для физических лиц, то для таких компаний нет необходимости совершать повторную регистрацию.

Однако, с 1 января 2019 года таким компаниям необходимо уплачивать НДС и сдавать отчетность по услугам для юридических лиц, а также грамотно оформлять документы, дающие право российскому покупателю услуг получить вычет НДС из бюджета.

Не подлежат НДС 

Реализация на территории РФ исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин, базы данных, прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) по-прежнему освобождаются от налогообложения НДС [2, подп. 26 п. 2 ст. 149]. Указанное освобождение будет распространяться и на иностранные организации, подлежащие постановке на учет в соответствии с п. 4.6 ст. 83 НК РФ. 

Агентская схема 

Если иностранная организация оказывает услуги на территории РФ через агента или агентов, которые участвуют в расчетах, то обязанность по исчислению и перечислению НДС в бюджет лежит на посредниках, которые с точки зрения налогового законодательства становятся налоговым агентом. 

Если в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, то налоговым агентом признается тот, через кого непосредственно происходят расчеты с покупателем. Если организация-посредник является при этом иностранной и не зарегистрирована в налоговых органах РФ, то на нее также распространяется обязанность по регистрации. 

Таким образом, если иностранная организация оказывает часть электронных услуг через посредников-агентов, то рассчитывать, уплачивать и отчитываться по НДС за эту часть будут агенты. 

Налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации. 

Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) услуг. 

При определении налоговой базы в иностранной валюте, сумма в валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) указанных услуг. 

Сумма налога определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% доля налоговой базы. 

Оплата налога. Для уплаты налога иностранной организации необязательно открывать расчетный счет в российском банке. Налог можно уплатить со счета, открытого в банке, расположенном за пределами территории РФ. 

Что касается возврата (зачета) излишне уплаченного иностранным продавцом НДС, то он осуществляется в соответствии со ст. 78 НК РФ, но с оговоркой: возврат возможен только на расчетный счет иностранной организации, открытый в российском банке. 

Налоговый период по НДС — квартал. 

Уплата не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Документация

Счета-фактуры, книга покупок, книга продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в части оказания ЭУ указанными иностранными организациями не составляются [2, п. 3.2 ст. 169].

Но после постановки на учет иностранной компании в ФНС РФ необходимо вносить в документы по продаже услуг обязательные реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки иностранной организации на учет и точное название компании.

Наличие обязательных реквизитов в документах даст право российским покупателям услуг принять к вычету НДС, оплаченный иностранной компанией, и не увеличивать себестоимость услуг на сумму налога. 

Налоговая ставка НДС

Налоговая ставка НДС с электронных услуг определяется расчетным методом в размере 16,67 % с налоговой базы в 2019 году.

Источник: https://www.intercomp.ru/press-center/blog/nds-2019-novoe-dlya-inostrannykh-kompaniy-okazyvayushchikh-uslugi-e-commerce-na-territorii-rf/

Иностранные представительства (филиалы) и НДС

Представительства иностранных организаций в России и российских компаний за рубежом не только представляют интересы головной компании, но и выполняют за головной офис определенные обязанности, включая представление отчетности и уплату налогов, в частности НДС. И разъяснения уполномоченных органов, и арбитражная практика дают ответы на вопросы, возникающие с исчислением НДС указанными филиалами и представительствами.

Сразу начнем с очевидного вопроса: зачем российскому бухгалтеру знать, признается или не признается плательщиком НДС филиал иностранной организации? В связи с тем, что этот самый филиал заключает договоры с российскими организациями, которые могут выступать в качестве налогового агента, исполняя за нерезидента обязанности по уплате налога, либо может предъявлять уплаченный нерезиденту НДС к вычету, исходя из того, что последний является самостоятельным плательщиком налога и выполняет все предусмотренные гл. 21 НК РФ обязанности (начисляет налог, предъявляет его к вычету, ведет регистры, сдает отчетность в инспекцию на общих основаниях).

Не менее интересен вопрос о филиалах и представительствах российских компаний, расположенных за рубежом: признаются ли они плательщиками косвенного налога?

Смотря какого. Если речь идет о налоге, аналогичном НДС, но взимаемом за рубежом, то это зависит от законодательства той страны, где расположено подразделение российской компании.

Если же говорить о российском НДС, то его плательщиком являются организации (юридические лица), а не их подразделения, включая филиалы и представительства.

В то же время они могут выписывать от имени организации документы по НДС в целях исполнения обязанностей налогоплательщика за головной офис (Письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13250@). Но сказанное больше касается российских, а не зарубежных филиалов резидентов РФ.

Когда нерезидент должен зарегистрироваться в налоговой?

Для ответа на этот вопрос обратимся к основополагающей ст. 83 НК РФ. В ней сказано (п.

1), что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения компании, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Минфином. А у него есть такой Приказ от 30.09.2010 N 117н (далее – Приказ N 117н), в котором конкретизированы и расширены поименованные в ст. 83 НК РФ основания постановки на учет в налоговых органах РФ иностранной организации.

Источник: http://narodirossii.ru/?p=8326

Порядок уплаты НДС при работе с иностранными организациями

27.01.

2003 Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш каналПри приобретении российскими налогоплательщиками товаров (работ, услуг) у иностранной организации, не состоящей на учете в качестве налогоплательщика, часто возникает вопрос о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость за эту организацию. Ведь в таких случаях российский налогоплательщик выступает в роли налогового агента, обязанного исчислить и удержать налог. Об обязанностях налогового агента, о порядке исчисления и сроках уплаты НДС в таких случаях рассказывает Н.Б. Кучерук, главный специалист-ревизор отдела документальных проверок ГУ ФСНП России по Северо-Западному федеральному округу.

Содержание<\p>

В соответствии со статьей 24 НК РФ под налоговыми агентами понимаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Права налоговых агентов соответствуют правам налогоплательщиков, если иное не установлено НК РФ (пункт 2 статьи 24 НК РФ). Обязанности же носят отличный от обязанностей налогоплательщиков характер и перечислены в пункте 3 статьи 24 НК РФ. На налоговых агентов налагаются следующие обязанности:

Совет

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Исчисление налога

В соответствии со статьей 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются иностранные организации.

При реализации иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налоговая база по налогу на добавленную стоимость должна определяться налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных организаций.

Читайте также:  Как уволить главного бухгалтера по инициативе работодателя?

Налоговый агент обязан исчислить, удержать у иностранной организации — налогоплательщика соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, а также уплатить ее в бюджет вне зависимости от того, исполняет ли он обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

Исчисление налоговым агентом сумм НДС должно производиться отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Налоговый период по налогу на добавленную стоимость для налоговых агентов, также как и для налогоплательщиков, установлен статьей 163 НК РФ как календарный месяц в случае, если ежемесячная сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение квартала превышает один миллион рублей.

В противном случае, налоговый период устанавливается как квартал.

При удержании налога налоговыми агентами сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, должна определяться расчетным путем. При налоговой ставке 10% — по расчетной ставке 9,09, при 20% — 16,67.

Налоговые вычеты

Налоговые агенты, также как и налогоплательщики НДС, имеют право уменьшить общую сумму исчисленного налога на налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 3 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налоговыми агентами-покупателями товаров (работ, услуг) при соблюдении ряда условий:

1) покупатели — налоговые агенты состоят на учете в налоговых органах и исполняют обязанности налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость;
2) товары (работы, услуги) приобретены налоговым агентом для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, либо товары (работы, услуги) приобретены для перепродажи.

Следует обратить особое внимание на тот факт, что право на налоговые вычеты покупатели — налоговые агенты имеют лишь в том случае, если при приобретении товаров (работ, услуг) налог из доходов иностранной организации удержан и уплачен.

На данное условие указывают как положения пункта 3 статьи 171 НК РФ, так и пункта 1 статьи 172 НК РФ — «налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами».

Порядок и сроки уплаты налога

Порядок и сроки уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет определен статьей 174 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 уплата налога по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации производится по итогам налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Возникает вопрос, распространяется ли указанная норма на налогового агента?

В соответствии со статьей 23 НК РФ обязанность по уплате налога возложена на налогоплательщика, на налогового агента возложены принципиально иные обязанности: правильно и своевременно исчислить, удержать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги.

Обратите внимание

Однако пунктом 4 статьи 24 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. Таким образом, обязанности по уплате налога и по перечислению удержанных налогов в контексте данной статьи могут рассматриваться как тождественные.

Сумма налога на добавленную стоимость, удержанного у иностранной организации при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), должна перечисляться налоговым агентом за счет средств иностранной организации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 174 НК РФ налоговые агенты, также как и налогоплательщики налога на добавленную стоимость, обязаны предоставлять налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете исчисление, удержание и перечисление НДС налоговым агентом при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранной организации на территории Российской Федерации могут быть отражены следующим образом:

Дебет 60 Кредит 51, 52- 100 руб. — перечислено иностранному лицу за товары, работы и услуги;Дебет 19 Кредит 68- 20 руб. — начислен НДС со стоимости товаров, работ и услуг;Дебет 68 Кредит 51, 52- 20 руб. — перечислен НДС;Дебет 68 Кредит 19- 10 руб.

— принят к вычету НДС со стоимости товаров, работ, услуг за предыдущий налоговый период;Дебет 41, 20, 26, 44 и др. Кредит 60- 100 руб. — списана стоимость товаров, работ, услуг.

Рассмотрим вопрос уплаты НДС при приобретении товаров у иностранной организации на примере.

ООО «Н» приобретало в 2001 году у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, товар, облагаемый НДС по ставке 20%, на общую сумму 100 000 руб., в том числе: в январе 2001 года — на сумму 20 000 руб., в апреле 2001 года — на сумму 80 000 руб.

При приобретении товара у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДС возлагается на ООО «Н». В бухгалтерском учете ООО «Н» указанные операции будут отражены следующим образом.

Налоговая база по НДС должна определяться налоговым агентом при каждой операции по реализации товаров. Исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается налоговым агентом за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику.

В январе 2001 г. делаются следующие проводки:

Дебет 19 Кредит 68- 3 334 руб. — начислен НДС со стоимости товаров, приобретенных в январе 2001 г.;Дебет 41 Кредит 60- 16 666 руб. — списана стоимость приобретенных товаров за январь 2001 г.;Дебет 60 Кредит 51- 16 666 руб.

— перечислено иностранному лицу за товары, приобретенные в январе 2001 г.По окончании налогового периода по сроку 20.04.2001 делается проводка:Дебет 68 Кредит 51, 52- 3 334 руб. — налоговым агентом перечислен НДС за товары, приобретенные в январе 2001 г.

В апреле 2001 г. делаются следующие проводки:

Дебет 19 Кредит 68- 13 336 руб. — начислен НДС со стоимости товаров, приобретенных в апреле2001 г.;Дебет 41 Кредит 60- 66 664 руб. — списана стоимость приобретенных товаров за апрель 2001 г.;Дебет 60 Кредит 51- 66 664 руб. — перечислено иностранному лицу за товары, приобретенные в апреле 2001 г.

По окончании налогового периода по сроку 20.07.2001 делаются следующие проводки:

Дебет 68 Кредит 19- 3 334 руб. — принят к вычету НДС со стоимости товаров за предыдущий налоговый период (при условии, что налог удержан и перечислен в бюджет налоговым агентом);Дебет 68 Кредит 51- 10 002 руб. — налоговым агентом перечислен НДС за 2 квартал 2001 г.Рубрика: Налог на добавленную стоимость (НДС)Написать комментарий

Источник: https://buh.ru/articles/documents/13353/

Особенности исчисления и уплаты НДС

Поиск Лекций

Тема 4. Федеральные налоги и сборы

4.1 Особенности исчисления и уплаты НДС

4.2. Налог на доходы физических лиц

4.3. Налог на прибыль организаций

4.4. Прочие федеральные налоги и сборы

Особенности исчисления и уплаты НДС

Налог на добавленную стоимость – это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся (добавляется) на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Величина НДС добавляется к цене товаров, работ и услуг, таким образом, НДС для организаций является ценообразующим налогом.

Согласно НК РФ налогоплательщиками НДС являются:

— организации вне зависимости от видов деятельности, организационно-правовых форм, численности и т.д. К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, и иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств.

— индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы фермерских хозяйств.

— лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели (за исключением НДС, уплачиваемого при таможенном оформлении импортируемых товаров):

— применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН);

— применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отношении операций, облагаемых ЕНВД;

— применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХ);

Важно

Освобождаются от НДС организации или индивидуальные предприниматели, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей (без учета НДС) не превысила в совокупности 2 млн. рублей.

Для подтверждения права на освобождение от уплаты НДС, необходимо представить в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, начиная с которого они используют право на освобождение (в течение 12 календарных месяцев), письменное уведомление и соответствующие документы.

Объектом обложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в частности:

— реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, передача имущественных прав, включая безвозмездную передачу товаров, безвозмездное выполнение работ, оказание услуг;

— передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизацию) и не учитываются при обложении налогом на прибыль;

— выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— ввоз товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Местом реализации товаров признается территория РФ если:

— товар находится в РФ и не отгружается и не транспортируется. Поэтому любой объект недвижимости, находящийся в РФ и проданный иностранной организации, считается реализованным в России.

— товар в момент отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Отдельные хозяйственные операции по реализации (передаче) товаров (работ, услуг) не образуют объекта налогообложения по НДС, исчислять и уплачивать НДС при их осуществлении не требуется. Эти операции определены в п. 2 ст. 146 НК РФ. КОНСПЕКТ

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) являются контракты, заключенный с иностранными или российскими лицами, документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Особенностью расчета НДС является применение в налоговом производстве России счетов-фактур. Счёт-фактура – налоговый документ, строго установленного образца, оформляемый продавцом товаров (работ, услуг), на которого в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложена обязанность уплаты в бюджет НДС.

Счет-фактура применяется для налогового учета НДС. Счёт-фактура содержит в себе информацию о наименовании и реквизитах продавца и покупателя, перечне товаров или услуг, их цене, стоимости, ставке и сумме НДС, прочих показателях. Сумма НДС, предъявляемая покупателю, исчисляется по каждому виду товаров.

Счета-фактуры выставляются не позднее 5 дней, со дня отгрузки товаров (выполнения работ и услуг). Во всех расчетных документах налог выделяется отдельной строкой. По необлагаемым НДС операциям в расчетных документах налог не выделяется и ставится штамп «Без налога НДС».

При этом расчетные и первичные документы и счета-фактуры оформляются без выделения сумм НДС. В розничной сети на ценниках НДС не выделяется.

Счет-фактура является основным документом, по которому предоставляется вычет и возмещение по НДС.

Совет

Действующее российское законодательство по НДС предусматривает несколько ставок налога: 18%, 10% и 0%. Кроме того, при осуществлении некоторых видов налогооблагаемых операций исчисление налога производится с помощью, так называемой, расчетной ставки.

Пунктом 4 статьи 164 НК РФ определено, что расчетная ставка НДС представляет собой процентное отношение «прямой» налоговой ставки в размере 10% или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер «прямой» ставки НДС.

Иначе говоря, статья 164 НК РФ предполагает наличие двух расчетных ставок НДС: 10/110 или 18/118.

Случаи, когда исчисление суммы налога производится налогоплательщиком НДС, исходя из расчетной ставки налога, также перечислены в пункте 4 статьи 164 НК РФ. К ним относятся:

— получение денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 НК РФ;

— получение оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предусмотренных пунктами 2 — 4 статьи 155 НК РФ;

Читайте также:  Замечание как дисциплинарное взыскание — как правильно его применять?

— удержание налога налоговыми агентами в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 НК РФ;

— реализация имущества, приобретенного на стороне и учитываемого с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 НК РФ.

Размер применяемой налоговой ставки зависит от вида товаров (работ, услуг) и момента определения налоговой базы. Ставки налога на добавленную стоимость – ст. 164 НК РФ — КОНСПЕКТ

Налоговый кодекс в ст. 149 предусматривает ряд льгот по НДС. Условно их можно разделить на три группы – льготы, предоставляемые:

— при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);

— определенным категориям фирм и предпринимателей;

— при осуществлении определенных операций.

1. Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг). Льготированию подлежит:

— реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;

— реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

— реализация медицинских товаров по перечню, утвержденному Правительством России;

— реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);

— производство продуктов питания для учебных, медицинских и детских дошкольных учреждений;

— оказание медицинские услуги;

— услуги по перевозке пассажиров городского и пригородного сообщения;

— реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них и др.

2. Льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей. К таким категориям относят:

— услуги в сфере образования;

— реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли;

— услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта;

— работы организаций кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;

— реализацию товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;

— услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных лагерей на территории России, оформленные путевками или курсовками;

— реализацию продукции сельскохозяйственными производителями;

— банковские операции и обслуживание банковских карт;

— услуги по страхованию;

— услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;

— услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях и др.

Обратите внимание

3. Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций. В частности, к таким операциям относят:

— предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации;

— выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов;

— реализацию долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок;

— работы, выполняемые в процессе реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;

— передачу товаров, работ, услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;

— уступку (приобретение) прав (требований) кредитора по договорам займа и кредитным договорам;

— выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств и в целях создания новой продукции и технологий;

— предоставление в пользование жилых помещений и др.

В некоторых случаях налогоплательщику оказывается выгоднее уплатить налог, чем воспользоваться предоставляемыми льготами, в таком случае налогоплательщики вправе отказаться от освобождения от налогообложения (минимальный срок отказа не менее 1 года), представив соответствующее заявление в налоговый орган в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться или приостановить использование освобождения.

Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Сумма налога при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 — 159 и 162 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

При применении при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду, облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Если налогоплательщик осуществляет операции, облагаемые НДС только по одной ставке (10, 18 или расчетная), то сумма налога определяется по формуле:

НДС = НБ x Ст,

где: НДС — сумма налога на добавленную стоимость;

НБ — налоговая база по НДС, облагаемая по соответствующей ставке;

Ст — соответствующая ставка НДС (в %)

Если налогоплательщик НДС осуществляет операции, облагаемые по разным ставкам, то сумма налога определяется им по формуле:

НДС = НБ10 x 10% + НБ18 x 18% + НБ10/110 x (10% : 110%)+

+ НБ18/118 x (18% : 118%)

где: НДС — общая сумма налога на добавленную стоимость;

НБ10 — налоговая база, облагаемая по ставке 10%;

НБ18 — налоговая база, облагаемая по ставке 18%;

НБ10/110 — налоговая база, облагаемая по расчетной ставке 10/110;

НБ18/118 — налоговая база, облагаемая по расчетной ставке 18/118.

При исчислении общей суммы налога необходимо учитывать, что общая сумма налога:

— исчисляется по итогам налогового периода (квартала);

— определяется только по тем операциям, момент определения налоговой базы по которым относится к данному налоговому периоду;

— определяется налогоплательщиком с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в данном налоговом периоде.

Уплата НДС производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый период для НДС — квартал.

Налоговые вычеты представляют собой уменьшение общей суммы налога, исчисленной по налогооблагаемым операциям, на суммы налога, предъявленные поставщикам товаров (работ и услуг) или уплаченные налогоплательщиками по иным основаниям (с авансов и др.) в соответствии со статьей 171 НК РФ.

Налоговые вычеты у покупателя товаров (работ и услуг) и имущественных прав возникают в двух случаях:

1) при перечислении аванса (предварительной оплаты):

— для этого необходимо оформить правильно оформленную счет-фактуры, выставленную продавцом при получении аванса;

— подтвердить факт оплаты документами, т.е. платежным поручением;

— обязательное наличие в договоре условия, что расчеты будут производиться по предварительной оплате. При не выполнении одного из этих условий право на вычет налогоплательщик не имеет.

2) при оприходовании товаров (работ и услуг) и имущественных прав.

Право на вычет налогоплательщик имеет при выполнении следующих условий:

— товары (работ и услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС;

— товары (работ и услуги), имущественные права приняты к учету;

— имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика, в котором сумма НДС выделена отдельной строкой.

Вычеты сумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.

Важно

Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную к уплате в бюджет, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Налоговый орган в течение 7 дней по окончании камеральной проверки обязан принять решение о возмещении сумм налога, если при проведении проверки не были выявлены нарушения налогового законодательства.

Если нарушения выявлены, то составляется акт проверки, по результатам которой выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо отказе в привлечении.

Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении полностью или частично суммы НДС, заявленной к возмещению (либо об отказе к возмещению полностью или частично). Со дня принятия решения налоговый орган обязан сообщить в пятидневный срок организации.

По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

Налоговая декларация по НДС представляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика НДС в электронном виде в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Составлять и сдавать декларации по местонахождению обособленных подразделений не нужно. Вся сумма налога поступает в доход федерального бюджета.

Например, за первый квартал 2016 года декларацию по НДС необходимо представить до 25 апреля 2016 года.

В случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока могут быть приостановлены операции по счетам (п.3 ст. 76 НК РФ).

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s45543t3.html

Особенности уплаты НДС при импорте товаров в Россию

Все товары, поставляемые в Российскую Федерацию через территорию стран-членов Евразийского экономического союза, облагаются пошлинами.

Данное правило распространяется на товары, которые при импорте из зарубежного государства помещались в таможенную зону ЕАЭС. Вся эта продукция обязана пройти процедуру таможенного транзита. После нее поставщики уплачивают российской таможне НДС.

Только после прохождения данной процедуры продукция может поступить на территорию России для внутреннего потребления.

Совет

В письме Министерства Финансов от 9 февраля текущего года № 03-07-13/1/7900 указаны особенности уплаты НДС в ситуации, когда организация из страны-члена ЕАЭС продает компании из России товар, находящийся за пределами Евразийского экономического союза. В частности, речь идет о случае, когда компания из России приобретает у фирмы Беларуси товар, который фактически располагается в Польше.

Российские покупатели обязаны платить НДС при импорте товаров из-за границы. Об этом говорится в пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ. Однако вопрос, каким образом будет взиматься налог, остается открытым.

Чиновники разъясняют ситуацию следующим образом: правила уплаты НДС при ввозе продукции в Россию описаны в Налоговом кодексе, Таможенном кодексе союза и в других законодательных актах РФ.

Конкретная информация также содержится в Договоре об ЕАЭС от 29.05.2014 г. и приложенном к нему Протоколе.

Последний объясняет порядок взимания косвенных налогов и механизмы контроля за их уплатой в ходе экспорта и импорта продукции, выполнения различного рода работ и оказания услуг юридическими лицами.

В ст. 46 таможенного кодекса ЕАЭС говорится, что НДС, который компании платят при поступлении товаров в таможенную зону ЕАЭС, является таможенным платежом. Вместе с этим в п. 1 ст.

61 данного документа говорится, что налог на добавленную стоимость должен взиматься таможенным органом в государстве, являющемся членом ЕАЭС и выпускающим товар.

Исключение составляет лишь продукция, которая в соответствии с таможенной процедурой не подлежит транзиту.

Обратите внимание

Исходя из перечисленных фактов, НДС для товаров, которые поступают в Россию через государство-члена ЕАЭС и которые в ходе транспортировки помещаются на таможенную территорию данного государства, а также проходят процедуру таможенного транзита, уплачивается в отношении таможенного органа РФ, если речь идет о товаре для внутреннего потребления.

Однако нередко возникают ситуации, когда уплата НДС в пользу российской казны не производится. В подобных ситуациях, если импорт производился в Россию с территории государств-членов ЕАЭС, представители таможенной службы не имеют права на заполнение налоговой декларации по косвенным налогам. Налоговая декларация в такой ситуации не представляется.

Вернемся к описанной выше ситуации с товаром из Польши. Если продукцию, произведенную на территории Польши, ввозит в РФ российская компания, то прохождение таможни для выпуска товара для потребления внутри страны будет осуществляться непосредственно в России.

В этом случае НДС начисляется и уплачивается согласно требованиям таможенной декларации. Если бы товар в РФ ввозила белорусская компания, то формально ввоз был бы произведен с территории Беларуси.

В этом случае российскому покупателю пришлось бы платить НДС в соответствии с правилами налоговой декларации по косвенным налогам (форма утверждена приказом ФНС России от 27.09.2017 г. № СА-7-3/765).

Источник: https://i-offshore.ru/baza-znaniy/stati/osobennosti-uplaty-nds-pri-importe-tovarov-v-rossiyu.html

Зарубежный опыт администрирования НДС



НДС (за рубежом — налог с продаж) имеет древнюю историю, рисунки его сбора, датированные примерно 2000 годом до н. э., можно найти на стенах древних египетских гробниц. В настоящее время этот налог, как правило, устанавливается на местном или региональном уровне, и средства по нему идут в соответствующий бюджет.

Плательщиком налога с продаж является конечный покупатель в цепочке движения товара. Покупатель уплачивает продавцу цену с учетом налога, а продавец перечисляет его в бюджет.

Размеры ставки налога с продаж устанавливают местные или региональные власти, из-за чего, к примеру, в Индии случались «войны ставок» между отдельными штатами страны.

Важно

Налог с продаж действует на уровне отдельных штатов США. С появлением интернет-торговли, когда покупатель находится, к примеру, в одном штате, продавец — в другом, склад товаров — в третьем и т. д.

Читайте также:  Можно ли вернуть или обменять товар, купленный в магазине со скидкой?

, ситуация с администрированием налогов с продаж резко усложнилась.

Уже продолжительное время в Америке обсуждается вопрос о введении налога с продаж на федеральном уровне, что, конечно, упростило бы его администрирование. [3, с. 203]

Идею НДС впервые в мире высказал в 1918 г. известный доктор Вильгельм фон Сименс, который предложил заменить этим налогом действовавший тогда в Германии налог с оборота. Первой страной мира, где налог был установлен в 1954 г., стала Франция. Сегодня НДС во Франции превратился в основной бюджетообразующий налог, на который приходится почти 50 % всех поступлений в государственную казну.

НДС стал основным источником доходов казны большинства развивающихся экономик Европы и вышел далеко за ее пределы: налог действует в Китае, Таиланде, в Бангладеш, на Филиппинах, всего более чем в 120 странах мира. Считается научно доказанным, что переход на этот налог способствовал экономическому развитию в Европе, Азии и других регионах.

Первоначально целью обложения НДС был крупный бизнес, позднее он распространился и на все другие категории предпринимателей.

НДС установили у себя практически все государства — члены Организации экономического сотрудничества и развития, признанного клуба промышленно развитых стран.

Исключение составляют Соединенные Штаты, хотя, если быть абсолютно точным, следует отметить, что некий аналог НДС у себя вводил американский штат Мичиган, однако там налог продержался всего 14 лет. И действительно, вводить НДС лишь в одном регионе страны — это полный нонсенс.

НДС и налог с продаж относятся к категории косвенных налогов или налогов на потребление. Их отличительной чертой является то, что они не распространяются на сбережения и инвестиции. Считается, что в отдельно взятой стране косвенные налоги не влияют на предпринимательскую инициативу и не искажают выбор потребителя.

Раньше полагали, что косвенные налоги являются мощным источником пополнения бюджета в странах с высокой безработицей и невысоким уровнем доходов населения, и соответственно с низкой эффективностью прямого налогообложения доходов.

Сегодня переход от прямого налогообложения к косвенному стал одной из основных мировых тенденций, его можно наблюдать даже во вполне благополучных странах. Речь при этом идет прежде всего об НДС. Преодолевая последствия кризиса, целый ряд стран Европы повысил ставки этого налога.

Самую высокую ставку в размере 27 % ввели в Венгрии.

За рубежом исходят из того, что важнейшей характеристикой любого налога является его устойчивость по отношению к уклонению от уплаты. Если сравнивать возможности уклонения от уплаты налога с продаж и НДС, то можно отметить следующее.

В системе обложения налогом с продаж продавец товара постоянно вынужден принимать решение относительно того, действительно ли его покупатель является конечным приобретателем товара или нет. Если да, то с него надо получить налог. Если нет, то товар можно продать без налога.

Совет

Однако покупатель товара всегда может заявить, что он использует его в производстве другого товара, предназначенного на продажу, хотя на самом деле продавать этот товар никогда не будет. В такой ситуации покупатель товара уклонится от уплаты налога с продаж. [5, с. 68]

Конечно, если взимать налог с продаж при каждой операции купли-продажи, то уклониться от него за счет подобного маневра становится невозможно, однако, при этом возникает так называемый каскадный эффект нагромождения налогов.

Второй важной характеристикой любого налога зарубежные специалисты называют, как бы это странно ни звучало, «заинтересованность» налогоплательщика в его уплате.

В системе налога с продаж говорить о какой-либо заинтересованности его уплаты не приходится.

Как и большинство других налогов, этот налог платят, что называется, из-под палки, то есть из-за страха быть пойманным налоговым инспектором со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Администрирование НДС предполагает сбор налога, перечисление его в бюджет, а также получение возврата (зачета) налога всякий раз, когда одно предприятие у другого покупает товар. Достоинством НДС является сильный, по сравнению с налогом с продаж, экономический побудительный мотив уплаты.

Продавец товара, опять как бы это странно ни звучало, становится «заинтересованным» уплатить налог государству (во всяком случае, так полагают некоторые зарубежные эксперты).

Кроме того, у продавца отпадает необходимость принимать зачастую непростое решение относительно того, является ли покупатель конечным потребителем товара или нет.

Как видно, по сложности администрирования НДС превосходит налог с продаж.

Обратите внимание

Если вы — плательщик НДС, то вам приходится отслеживать все операции по приобретению сырья или полуфабрикатов и по продаже готовой продукции.

Кстати, если вы не являетесь плательщиком НДС (другими словами, являетесь конечным потребителем товара), то вы просто уплачиваете этот налог продавцу без права получения возмещения из бюджета. [6, с. 80]

С другой стороны, по общему мнению, НДС обладает значительно более высокой устойчивостью по отношению к уклонению от его уплаты, поскольку начисление этого налога происходит в нескольких точках маршрута движения товара по цепочке от одного налогоплательщика к другому. Получается, что «каждый участник цепочки следит за своим соседом». То есть система налога на добавленную стоимость сама поддерживает свою работу.

Пять лет назад Президент США Барак Обама выдвинул идею введения федерального НДС в США. В ходе обсуждения новой инициативы консерваторы высказались против, считая, что правительство пытается таким образом увеличить поток денег в федеральную казну.

К ним присоединились и некоторые либералы, которые посчитали НДС регрессивным, то есть налогом, который ложится более тяжелой нагрузкой на небогатые слои общества. Впрочем, этим же свойством обладает и налог с продаж, как и любой другой налог на потребление.

Ведь состоятельные граждане уплачивают такой налог лишь в части малой доли своих доходов. Чтобы как-то скомпенсировать эту несправедливость, в ряде американских штатов освободили от налога с продаж продукты питания, одежду и кров (жилище).

Это еще больше усложняет администрирование налога.

В ходе дискуссии о целесообразности введения НДС в США обсуждается вопрос, какой налог с оборота следует вводить на национальном уровне: НДС или налог с продаж? Многие аналитики склоняются к идее НДС.

Они уверены, что он будет введен в Соединенных Штатах лет через десять. Аргументы за введение НДС в США выглядят примерно так: властям нужна «машина для производства денег».

Важно

Именно такой машиной является НДС, которым облагается каждая операция купли-продажи в стране.

Более того, в США всерьез обсуждаются предложения о сокращении некоторых прямых налогов в случае введения НДС, считая, что «из налога на доходы физических лиц и налога на корпорации ничего нового больше «выжать» уже нельзя. Поэтому единственным логичным решением представляется хотя бы частичная замена прямых налогов налогом на добавленную стоимость».

По подсчетам исследовательской службы Конгресса США, каждый процент НДС в Америке может принести в бюджет 50 млрд долл. Таким образом, при введении в Америке НДС со ставкой в пределах 10–14 % можно было бы освободить от налога на доходы всех американцев, зарабатывающих в год менее 100 тыс. долл.

, одновременно сократить налог на доходы других категорий налогоплательщиков и налог с корпораций. [8, с. 87]

Подводя промежуточные итоги сопоставления двух видов косвенного налога, можно отметить, что большинство исследователей склоняется в пользу более высокой устойчивости НДС к налоговым махинациям и более равномерного распределения налоговой нагрузки на налогоплательщиков при его применении. С другой стороны, налог с продаж более удобен в администрировании (хотя в Индии, например, так не считают), однако на национальном уровне он действует разве что в небольших странах.

Налог на добавленную стоимость, в отличие от налога с продаж, характеризуется дополнительной нагрузкой на налогоплательщиков, находящихся внутри цепочки движения товара. В системе обложения налогом с продаж такие предприятия налог не платят.

Трудно сказать, является ли это обстоятельство недостатком НДС или нет. Ясно, что система налога с продаж проще, налогоплательщиков в ней меньше, значит, контроль за ними можно сделать более жестким.

Однако ясно и то, что в системе НДС под налогообложение попадают посредники (а то и просто перекупщики товара), а это уже можно считать явным преимуществом данного налога.

Опять же, в системе НДС предприятия освобождаются от необходимости проверки статуса покупателя товара (является ли он конечным в цепочке или нет), все происходит автоматически. [7, с. 74]

Совет

Как показывают зарубежные исследования, собираемость налога с продаж в сильной степени зависит от величины его ставки.

Замечено, что при выходе размера ставки этого налога за уровень 10 % происходит взрывной рост уклонения от его уплаты (частные лица начинают больше покупать товары в интернете, граждане «притворяются» предприятиями, покупают товары оптом, приобретают товары через своего работодателя и т. д.).

Таблица 1

Достоинства инедостатки НДС иналога спродаж

НДС

Налог спродаж

Достоинства

Большая равномерность распределения налоговой нагрузки

Простота администрирования

Дестимулирующее воздействие на перекупщиков

Отсутствие необходимости проверки статуса покупателя товара

Затрудненность уклонения от уплаты, на масштабы которого не влияет увеличение ставки

Недостатки

Более высокая сложность администрирования

Отсутствие налогообложения посредников (перекупщиков), «накручивающих» цену товара

Возможности мошенничества («карусельная схема», незаконное возмещение НДС и т. д.)

Неравномерность нагрузки на налогоплательщиков

Необходимость проверки статуса покупателя товара (конечный покупатель или нет)

Возможность уклонения от уплаты налога, причем масштабы уклонения обладают высокой чувствительностью по отношению к размеру ставки налогообложения

При аналогичном увеличении размера ставки НДС ощутимого роста уклонения от уплаты налога никогда не происходило. Хотя при этом указывают на то, что НДС уязвим по отношению к другим весьма специфическим махинациям.

Речь, в частности, идет об аферах с НДС («карусельная схема»), которые в государствах Евросоюза превратились в так сказать «спортивное увлечение». Эти аферы обычно совершаются в ситуации, когда перемещение товаров через государственную границу освобождено от НДС. Нередки аферы и с незаконным возмещением НДС.

Однако похоже на то, что постепенно власти находят средства противодействия и таким махинациям.

Итак, и у НДС, и у налога с продаж есть свои преимущества и недостатки. Разумный выбор между ними, конечно, следует делать на основе более глубоких исследований, провести которые бывает совсем непросто.

Взять хотя бы вопрос об оценке возможных масштабов уклонения от уплаты налога с продаж в случае принятия решения в его пользу.

Обратите внимание

Как утверждают некоторые американские комментаторы, на самом деле этот выбор, в конечном счете, определяется вовсе не наукой, а исключительно политическими пристрастиями законодателей.

Литература:

  1. Алле М. Условия эффективности в экономике / Пер. с франц. Л. Б. Азимова, А. В. Белянина, И. А. Егорова, Н. М. Калмыковой. М.: Наука для общества, 2011. с. 456.
  2. Андреева М. В. Действие налогового законодательства во времени / Под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статут, 2012. с. 52.
  3. Бойкова М. П., Бухарева А. Ю., Анохина Е. В. Строительство: учет и налогообложение» — М, Спб: «Вершина», 2013. с. 478.
  4. Горский И. В. Налоги в рыночной экономике. М.: Анкил, 2013.
  5. Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П., Маркарьян С. Э. Финансовый анализ: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2010.
  6. Налоги. Учебник для вузов//Под ред. Д. Г. Черника. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2014.
  7. Шевелева Н. А. Состав и действие актов налогового законодательства // Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н. А. Шевелева. М., 2013. С. 41.
  8. Экономика предприятия: Учебник. /Под ред. О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2010. с. 325.
  9. Толстопятенко Г. П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М., 2012. С. 94.

Основные термины (генерируются автоматически): налог, продажа, НДС, уплата налога, США, добавленная стоимость, система налога, карусельная схема, конечный покупатель, налоговая нагрузка.

Источник: https://moluch.ru/archive/130/36054/

Ссылка на основную публикацию