Права родителей в школе по новому закону об образовании

Обязанности родителей в новом законе об образовании: права родителей в школе

Одним из главных субъектов отношений с любой школой является не только ученик, но и его родители, а когда они отсутствуют иные законный представители. Права участников регламентируются на федеральном уровне.

Какие права имеют родители в школе, а также их обязанности в соответствии с новым законодательством, мы обсудим в данной статье.

Права родителей

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», он являет собой правовой акт, регулирующий процесс получения образования в любом субъекте страны.

Посредством этого документа регламентированы не только права, которые гарантированы для лиц, получающих образование, но и принадлежащие права родителям в школе.

Обратите внимание

Не так давно в акт были внесены изменения. Какие обязанности родителей в новом законе об образовании, рассмотрим ниже.

На основании нормы статьи указанного ранее акта, родители законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право выбрать:

  • форму обучения;
  • учреждение для обучения ребенка;
  • язык обучения, также преподавания дисциплин;
  • факультативные кружки, содержащиеся в перечне и представляемые образовательным учреждением;
  • быть ознакомленным с нормативным документом, который является основанием для организации учебного процесса (устав), с разрешением преподавать отдельные дисциплины, а также аккредитацией учебной организации;
  • быть проинформирован о методиках преподавания, техникой преподавания, с оценками, которые получает ребенок в учреждении;
  • защищать установленными способами прав и интересы школьника;
  • быть ознакомленным с информацией о планах мероприятий, приводящихся в организации;
  • участвовать в управлении образовательным учреждением в формах, которые предусмотрены для этого уставом;
  • присутствовать при обследовании детей, в процессе обсуждения результатов пройденного ребенком обследования.

Родители ученика могут рассчитывать на реализацию получения образования следующих видов:

  • дошкольного типа (сады);
  • общее образование (включает получение начального, среднего, общего);

Помимо прав, которые установлены на государственном уровне, они, регламентируются внутренними уставами организаций.

В свою очередь на федеральном уровне установлено правило, в соответствии с которым локальные нормы не могут противоречить федеральным.

Права и обязанности

Права и обязанности родителей в школе помимо государственного уровня устанавливаются локально — непосредственно в школе, то есть права родителей в школе устанавливаются Уставом ОУ. В соответствии с этим местным актом родители законные представители обучающихся имеют право на:

  • прохождение обучения их детьми на безвозмездной основе;
  • выбор режима обучения (школьное учреждение, домашние условия, экстернат, сочетание нескольких форм одновременно);
  • выбор методики, обучения малыша, на основании тех стандартов, которые были разработаны государством;
  • выбор организации и право перевод из одной школы в другую;
  • получение помощи при реализации образовательных программ, а также в ходе воспитания, которая выражается в следующих формах:
  • консультации учителей, организуемые в связи с возникновением у родителей вопросов касаемо программы и методики обучения;
  • консультации учителей по вопросам режима процесса обучения;
  • выдачи ребёнку учебной литературы, необходимой для учебы, предоставление возможности использования библиотечных или информационных ресурсов;
  • получение материального обеспечения со стороны государства;
  • оформление ребенка в группу продленного дня;
  • получение доброжелательное уважительное отношение со стороны учителей, а также администрации школы;
  • сохранение конфиденциальных данных;
  • участие в предусмотренных формах взаимодействия с представителями организации;
  • помощь в организации свободного времени, как в школе, так и вне ее пределов.

Получение информацию о:

  • степени квалификации учителя;
  • занятиях, в которых участвовал учащийся.

Многие семьи волнует вопрос, имеет ли право родитель присутствовать на уроке? Ответ на этот вопрос можно найти во внутреннем документе школы. Присутствие родителей во время урока допускается с разрешения педагога.

Закон об образовании обязанностями родителей признает:

  • организация процедуры получения образования;
  • уважение чести и достоинства лиц, которые участвуют в преподавании детям наук;
  • соблюдение правил, установленных внутренним документом организации.

Обязанности родителей перед школой, закрепленные внутренним уставом могут быть следующие:

  • по оказанию ребенку помощи в процессе прохождения обучения;
  • по обеспечению ежедневного контроля над соблюдением правила о посещении занятий учащимся;
  • по содействию исполнения правил внутреннего распорядка;
  • по своевременному информированию педагога о причине пропуска занятия учащимся;
  • по обеспечению безопасного пути;
  • по заострению внимания учителей на проблемах, с которыми сталкивается ребенок в процессе обучения;
  • по организации режим отдыха и учебы ребенка;
  • по возмещению ущерба, причиненного учреждению в результате виновных действий ученика;
  • по заботе о престиже школы;
  • по осуществлению связи со школой по вопросам прохождения процедуры обучения в организации.

Обратите внимание: права и обязанности в каждой организации различны, однако они не должны противоречить тем нормам, которые закреплены в законе.

Участие родителя в делах школы

Законный представитель ученика обладает возможностью участвовать в политике по участию в управлении школой в формах, которые для этого предусмотрены.

Учреждения используются разные формы сотрудничества с семьей ученика. Однако основными являются следующие:

  • проведение родительских собраний. Как правило, проводится не чаще одного раза в триместр. Собрания могут быть: организационного характера, текущего характера, тематического характера, для подведения итогов;
  • организация родительского комитета;
  • консультации с представителями ученика с привлечением специалистов (психологов, школьной администрации, социальных работников);
  • организация родительского университета (представляет собой своего рода кружок по интересам, где каждый может поучаствовать в интересующем его деле);
  • организация родительского классного часа. Суть такого участия состоит в том, что один из представителей берет на себя обязанность учителя, и проводит один урок по своему выбору;
  • организация походов и экскурсий с привлечением для участия семьи ученика;
  • организация заочных конкурсов. Проводится для привлечения тех, кто в связи со своей занятостью не могут присутствовать на собраниях;
  • проведение родительских рейдов. Как правило, их суть заключается в проверке дневником или тетрадок. Лучший результат может быть сообщен после всему классу;
  • проведение круглых столов. Смысл их проведения заключается в ознакомлении представителей учащегося с программой, которую изучают дети в школе. Они могут быть организованы как тесты или блиц опросы;
  • организация праздников. Помогает ученикам, а также их семьям в неформальной обстановке познакомится друг с другом, а также педагогом;
  • проведение семейных вечеров. Суть заключается в создании или налаживании здоровой обстановке внутри семьи;
  • проведение дней открытых дверей. Помогает познакомиться со спецификой образовательного учреждения, выявить недостатки и достоинства школы, познакомится с достижениями детей, полученных в процессе обучения.

Нарушение прав в школе

Не каждая образовательная организация, несмотря на множество нормативных документов, может быть отмечена, как не нарушающая права родителей законом об образовании которые были предусмотрены.

Эти нарушения могут касаться:

  • не соблюдения обязанности по уважению чести достоинства ученика и так же его родителя;
  • распространения информации, которая являлась конфиденциальной;
  • нарушения процесса образования без основания;
  • недоброжелательного проявления со стороны учителя к школьнику;
  • взимания денежных средств (поборов в школе, при которых права родителей нарушаются), не установленные ни Уставом, ни договором между представителями ученика и учреждением.

Если права представителей ребенка нарушаются, то они могут пожаловаться:

  • директору школы;
  • отдел по контролю за образованием, находящийся в городе;
  • прокуратуру;
  • управление образованием по области;
  • министерство образования.

В жалобе следует указать:

  • ФИО заявителя;
  • Суть жалобы;
  • Дата, подпись.

Заключение

Итак, законом об образовании права и обязанности родителей закреплены на федеральном уровне.

Помимо содержащихся прав и обязанностей родителей в школе, закон об образовании устанавливает требование на основании, которого устанавливаемые требования к правам и обязанностям на местной уровне (уровне школы) не могут противоречить государственным нормам.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/roditelej-v-shkole.html

Каковы права родителей в школе

Всем известно, что родители обязаны воспитывать своих детей, следить за их здоровьем, обеспечивать условия для того, чтобы ребята получали образование. А в чем состоят права родителей в школе?

Конечно же, чтобы получить исчерпывающую информацию о своих правах, следует выделить время на изучение действующих законодательных актов, в частности Конституции России, а также Закона «Об образовании». Эти важные документы требуют очень пристального внимания, так как описывают подробно все ситуации и нюансы, которые могут возникнуть.

Не для всех людей это удобно, поэтому у нас так часто спрашивают, нет ли более компактного изложения самых важных частей данных законов. Мы подготовили такой материал, который поможет ознакомиться с основными положениями законов, регламентирующих права родителей.

ПРАВА РОДИТЕЛЕЙ

Прежде всего, родители имеют полное право отстаивать интересы своих детей, защищать их права, при этом не требуется оформлять какие-либо справки и дополнительные документы.

Неотъемлемым правом родителей является воспитание ребенка на основании своих религиозных и нравственных убеждений с оговоркой: если данные нормы не противоречат действующим законодательным актам.

Каждая семья может рассчитывать на гарантированное получение их ребенком бесплатного общешкольного образования.

Родители могут самостоятельно выбирать образовательное учреждение на основе склонностей и интересов их детей, при этом тип организации роли не играет – это может быть государственный или семейный детский сад, обычная школа или частная гимназия, лицей и прочее.

Все образовательные организации обязаны предоставлять по первому требованию любые документы, регулирующие содержание учебного процесса, а также своевременно информировать родителей об успеваемости их детей. Это требование касается и школ, и дошкольных учреждений, колледжей, техникумов и вузов.

Подавать заявление о приеме в первый класс по месту проживания и регистрации детей.

Важно

В случае, когда ребенок учится в частном лицее (другом негосударственном учреждении), имеющем официальную аккредитацию, его семья имеет право на получение денежной компенсации.

Если возникает необходимость, каждая семья имеет право сменить форму учебы, перевести детей, к примеру, с домашней системы обучения в обычную среднюю школу, а также наоборот. Однако при этом необходимо, чтобы ребенок успешно проходил промежуточные аттестации.

Также есть право выбирать форму дальнейшего обучения, если школьник не получил положительных отметок больше чем за две дисциплины и перевод в следующий класс для него возможен только условный.

Родители сами принимают решение о том, будет ли их ребенок посещать факультатив по военной подготовке.

Каждый из родителей имеет право беспрепятственно получать любую информацию обо всех деталях воспитания и образования ребенка, даже когда этот родитель проживает отдельно, в другом доме, городе и тому подобное. Данное правило не относится к тем случаям, когда было оформлено лишение родительских прав, а также существует угроза здоровью ребенка.

Право на внесение предложений относительно управления деятельностью образовательной организации, где обучается ребенок. Обсуждение с администрацией школы конфликтных ситуаций перед официальной подачей жалобы.

Родители имеют право по своему усмотрению сдавать или не сдавать те или иные взносы, когда школа обращается с такими просьбами.

Соответственно закону «Об образовании» (пункт 1, статья 50) в Уставе образовательной организации должны быть четко прописаны права родителей учащихся как участников учебного процесса. Каждый должен иметь возможность ознакомиться с этой информацией в любой день по первому требованию.

Совет

Согласно Семейному Кодексу родительские права теряют свою силу в день, когда ребенок становится совершеннолетним или вступает в брак, создает собственную семью до 18 лет.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА НАРУШАЮТСЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА?

В таких ситуациях, когда ваши права не соблюдаются, прежде всего следует попытаться урегулировать инцидент мирно, не выходя за стены образовательного учреждения: поговорить с директором школы, объясниться с завучем или педагогами.

Читайте также:  Трудовые права и обязанности несовершеннолетних лиц по российскому законодательству

Если же, несмотря на все усилия, дискуссия не привела к желаемому результату, консенсус не был достигнут, родители имеют право подавать жалобу официально в приемную Уполномоченного по правам человека (участников образовательного процесса).

Основной задачей данного чиновника является как раз обеспечение государственной гарантии на сохранение и защиту прав всех граждан, участвующих в образовательном процессе. Также Уполномоченный отвечает за организацию правового просвещения граждан и восстановление нарушенных родительских прав.

Чиновник, занимающий данный пост, наделен полномочиями для того, чтобы регулировать обстановку в образовательных заведениях, содействовать демократизации работы учреждения. Следить за тем, чтобы локальные конфликты не перерастали в глобальное противостояние между родителями учащихся и школой (колледжом, техникумом и т. п.).

ЕСЛИ РЕБЕНОК НАРУШИТЕЛЬ ПОРЯДКА

К школьникам, нарушившим Устав или правила проживания в общежитии или интернате, могут применяться меры воздействия от выговора и замечания до отчисления из образовательной организации. Поэтому родители должны своевременно объяснить своим детям их обязанности и контролировать, чтобы они их исполняли.

Если нарушивший правила школьник не достиг пятнадцати лет и еще не освоил основную образовательную программу, организация не может его отчислить без согласования со специальной комиссией и родителями учащегося.

Действующие на данный момент законы предоставляют родителям полное право принимать участие в управлении образовательным учреждением, где обучаются их дети. Для этого в школах (колледжах и т. д.) формируются такие органы самоуправления, как родительские советы (комитеты).

Обратите внимание

Родители должны помнить, что их право на участие в образовательном процессе утверждено законом. Поэтому при нарушении родительских прав необходимо сразу же принимать меры и подавать жалобы в соответствующие инстанции.

Источник: https://prouchebu.com/prava_roditeley_v_shkole/

Права родителей в школе

Школа выполняет образовательную функцию, но это вовсе не означает, что с родителей снимается ответственность за эту сторону развития ребенка.

Довольно часто со стороны взрослых звучали высказывания о том, что учителя обязаны отвечать за качество вложенных знаний и за их усвояемость.

Между тем такая позиция однобока, так как здесь важно двустороннее сотрудничество образовательных учреждений и родителей для получения качественного результата. Поэтому на законодательном уровне были предприняты определенные меры.

Обратите внимание!

Обязанности родителей в новом законе об образовании четко прописаны. Там указано, какие именно функции возлагаются на них, а не на педагогов, и освещается вопрос ответственности за невыполнение указанных действий и перечень прав, которыми наделяются взрослые по отношению к своим подопечным.

Законодательство

Воспитание детей, защита их прав и интересов, всестороннее развитие несовершеннолетних полностью возлагается на взрослых людей, которые их опекают. Государство регламентирует данные нормы и следит за их исполнением.

Невыполнение прописанных в законе условий считается нарушением прав несовершеннолетнего и может повлечь административную или даже уголовную ответственность.

Для сохранения прав детей на государственном уровне был создан орган опеки и попечительства, который должен следить за действиями взрослых и при необходимости вмешиваться в семью с целью выправления сложившейся негативной ситуации.

Права и обязанности взрослых по отношению к опекаемым несовершеннолетним прописаны в следующих законодательных актах:

  1. Статья 63 Семейного кодекса РФ.
  2. Статья 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года.

Говоря о правах детей и обязанностях взрослых, следует ориентироваться не только на российские законодательные нормы, но и на международные договора. Так, одним из важнейших документов считается Конвенция ООН, изданная в 1989 года, где в статье 18 речь идет о правах детей, обеспечить которые обязаны взрослые.

Законные представители

Ребенок в силу своего возраста, отсутствия необходимой базы знания и опыта не может самостоятельно принимать решения и четко понимать их последствия. Дети считаются недееспособными, то есть не несущими ответственность за свои действия, а потому не могут подписывать документы или изъявлять свою волю самостоятельно. Для этого им нужны опекуны.

Законным представителем несовершеннолетнего считается лицо, которое защищает его интересы на официальном уровне. В их обязанности входит:

  1. Заботиться о физическом состоянии ребенка – кормить его, содержать в чистоте и тепле, одевать, оказывать своевременную медицинскую помощь.
  2. Социализировать несовершеннолетнего – обучать его полезным навыкам, давать общаться с иными родственниками и сверстниками.
  3. Заниматься его всесторонним образованием – отдавать в учебные заведения по возрасту, водить на кружки и секции.

Важно!

Кроме этого, ребенка следует любить, но это, к сожалению, нерегламентируемое понятие.

Представлять интересы ребенка на законном уровне могут:

  1. Биологические мать и отец.
  2. Усыновители.
  3. Опекуны и попечители.

В каждом случае взрослые наделяются обязанностями в момент возникновения ответственности за несовершеннолетнего.

Родители

В стандартных ситуациях законными представителями несовершеннолетнего являются его родители. Мать и отец наделяются данными полномочиями сразу после рождения малыша. Их полномочия удостоверяются свидетельством о рождении, в котором они вписываются как родители новорожденного.

Им не требуется каких-то дополнительных разрешений для того, чтобы представлять интересы своего ребенка во всех инстанциях. Они имеют право от имени несовершеннолетнего давать запросы и получать на них ответы, распоряжаться средствами, которые перечисляются на ребенка, с учетом их нужд и интересов.

Мать и отец остаются в своем законном статусе навсегда, если иное не будет решено в судебном порядке. Но представлять интересы детей могут лишь до исполнения им совершеннолетия.

Важно

Частичная дееспособность присваивается подросткам при достижении 14 лет, а уже в 18 они получают полный перечень прав, а вместе с ним и обязанностей.

С этого же момента они несут ответственность также в полном размере.

Опекуны

Родители не всегда обеспечивают защиту своим детям. Несовершеннолетние могут стать сиротами или оказаться без попечения родителей по каким-либо иным причинам. Такие дети немедленно оформляются в специализированные учреждения – дома малютки, детский дом или иное.

Но политика государства направлена на то, чтобы несовершеннолетние воспитывались в семьях, пусть и не своих. Поэтому опекунская служба всячески способствует тому, чтобы несовершеннолетним была подобрана приемная семья.

При усыновлении взрослые получают статус официальных родителей, но чаще всего детей забирают под опеку, если несовершеннолетние в возрасте до 14 лет или под попечение, если они старше этого возраста, но еще не достигли 18 лет.

Обратите внимание!

Опекуны также признаются законными представителями. Они наделяются теми же обязанностями, что и биологические мать и отец, но имеют более ограниченный перечень прав.

Опекун имеет возможность представлять интересы ребенка только после того, как ему будет выдано официальное разрешение на проведение таких действий от органов опеки и попечительства.

Права в сфере образования

Права обязанности и ответственность родителей в сфере образования законодательно четко регламентируются. В частности, права довольно подробно описаны в статье 44 Федерального закона № 273-ФЗ. Они заключаются в следующих позициях:

  1. Самостоятельный выбор школы.
  2. Выбор формы обучения.
  3. Ознакамливаться со всей школьной документацией, которая регламентирует правоотношения в учреждении.
  4. Знать о том, какой политики в воспитании детей придерживается школьный коллектив.
  5. Быть своевременно оповещенным о медицинских и психологических обследованиях, проводимых в школе.
  6. Принимать непосредственное участие в управлении.

Внутренняя документация образовательного учреждения может дополнять имеющиеся в ФЗ № 273 родительские полномочия, но не имеет права противоречить им.

Выбор учебного заведения

Получение среднего образования – это обязательная мера. Но то, где и каким образом оно будет приобретено, оставлено на усмотрение родителей или опекунов, которые имеют возможность выбирать, где именно будет обучаться их чадо. Ни одно учреждение не может отказать в приеме по причине отсутствия регистрации на данной территории.

Дополнительная информация

Учебные заведения могут не принять ученика, если у них выбраны все места, в этом случае придется обращаться в иную школу.

Говоря о среднем образовании, можно выбирать, куда будет происходить зачисление:

Также можно выбирать:

  1. Какой иностранный язык изучать ребенку.
  2. Какие факультативы посещать.
  3. На какие дополнительные курсы ходить.

И на этом альтернативность не заканчивается. Взрослые могут решать, будет ли их чадо посещать школу или учиться дома по специальным программам.

Знакомство с документацией

Подбор учебного заведения – это серьезный шаг. Ориентироваться следует не только на территориальное расположение школы, ее статус и наличие дополнительных бонусов в виде факультативов и кружков. Немаловажно вникнуть в то, какой политики придерживаются в данном заведении. Для этого необходимо изучить внутреннюю документацию, доступ к которой должен быть предоставлен беспрепятственно.

Рекомендуется обязательно ознакомиться с:

  1. Уставом.
  2. Программой обучения.
  3. Лицензией.

Своевременное изучение пунктов нормативных документов позволит впоследствии избегать ненужных конфликтов, или поможет отстоять свои интересы и права ребенка, опираясь на них.

Получение информации

Какими бы полномочиями ни были наделены педагоги и руководящий состав школы, родители имеют законные права получать своевременную и полную информацию обо всем, что касается их ребенка. Учителя обязаны оповещать представителей о:

  1. Методах обучения, применяемых в школе.
  2. Мерах, направленных на воспитание подрастающего поколения.
  3. Полученных оценках и замечаниях.
  4. Проведении психологических или медицинских осмотров. Взрослые могут соглашаться на них или запрещать вмешательство.
  5. Результатах проведенных обследований.

Родители и опекуны могут при желании присутствовать на уроках, чтобы самостоятельно оценить ситуацию и выявить причины неуспеваемости или возникающих конфликтов. Хотя данная мера и разрешена, но для ее реализации придется договориться с преподавателем или директором заранее.

Законные представители школьника могут даже влиять на выбор классного учителя или иного педагога. Чаще всего это обусловлено выбором преподавателя при поступлении в первый класс, но может быть реализовано и позже, если для этого есть серьезные основания.

Участие в управлении

Понятие «управление школой» для большинства родителей кажется непонятным, между тем оно подразумевает стандартное взаимодействие родителей и учителей. Обычно оно выражается в присутствии представителей на родительских собраниях.

Именно на них обсуждаются нужды школы и класса, освещаются проблемы отдельных детей и их победы. На собраниях взрослые могут высказывать свои пожелания по поводу воспитательных мер, обучающего процесса, организации досуга и многого другого.

Особо активные взрослые имеют право занимать более устойчивые позиции и являться представителями родительского комитета. Это позволяет более плотно взаимодействовать с учителями и руководящим составом учреждения, а также влиять на принятие каких-то решений, касающихся учебы.

Обязанности

Кроме прав, на представителей несовершеннолетних возлагаются еще и обязанности, которые они обязаны неукоснительно соблюдать. В их число входят следующие пункты:

  1. Позаботиться о получении ребенком среднего образования. Этот пункт включает в себя ряд условий. Взрослые должны обеспечить несовершеннолетнего одеждой и школьными принадлежностями для посещения школы. Дома для ребенка необходимо организовать специальное место, где он сможет делать домашние задания. Кроме этого, атмосфера в семье должна быть доброжелательной и спокойной, чтобы дети могли развиваться и обучаться.
  2. Неукоснительно соблюдать распорядок образовательного учреждения. Речь идет о времени посещения школы и режиме занятий. Именно родитель обеспечивает отсутствие опозданий и общее посещение уроков.
  3. Уважительно относиться к педагогам и другим ученикам и прививать ребенку такое же отношение к остальным.

Важно!

Несоблюдение обязанностей влечет за собой ответственность, которая может быть выражена общественным порицанием или применением более серьезных мер – административных или уголовных.

Читайте также:  Кто имеет право на льготы по налогу на землю в московской области?

Ответственность

Прописанные в Федеральном законе № 273 нормы должны соблюдаться всеми гражданами РФ, имеющими на попечении несовершеннолетних лиц. Их несоблюдение может повлечь неприятные последствия. Как правило, они проявляются в оповещении органов опеки и попечительства о невыполнении обязанностей. Это ведет к целой цепочке проверок, которые могут стать причиной того, что взрослых:

  1. Поставят на учет в органы опеки.
  2. Лишат родительских прав.

Конечно, не всегда применяются столь кардинальные меры, иногда достаточно лишь провести беседу и разъяснить представителям, что они нарушают и как это исправить.

Могут применяться также и административные меры в виде штрафных санкций. Иногда в крайних случаях опекунов или родителей могут привлечь даже к уголовной ответственности, но данная мера применяется лишь при наличии иных отягчающих обстоятельств.

Источник: http://mojurist.ru/roditelskie-prava/v-shkole/

Права и обязанности учителей в школе по закону

Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

  • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
  • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
  • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
  • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
  • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте по ссылке:

Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях.

Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года).

Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

Законно ли повышение голоса на учеников?

Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно по ссылке:

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

  • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
  • оказывать физическое воздействие;
  • ставить в угол;
  • выгонять из классного кабинета;
  • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
  • кричать с отходом от учебного процесса;
  • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
  • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

Ответственность за оскорбление ученика

Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

  • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
  • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
  • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
  • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
  • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юристаЗадать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):(9

Источник: https://classomsk.com/zashhita-prav-rabotnika-i-rabotodatelya/prava-i-obyazannosti-uchitelej-v-shkole-po-zakonu.html

Обязанности и ответственность родителей в школе в новом законе об образовании детей 2019 года: статья 52, 44 ФЗ

Детский сад и школа имеет огромное значение в жизни каждой семьи, в которой есть дети. Данная сфера также регулируется нормативными актами. Многие слышали, что в России действует новый федеральный Закон об образовании. В настоящей статье расскажем какие права и обязанности обучающихся и их родителей закрепляются этим документом.

Суть нового закона

С 2013 года в России произошли изменения законодательства в сфере образования. Они коснулись всех его уровней – от дошкольного до высшего.

Были реформированы условия приема и обучения, права и обязанности участников образовательного процесса, организация работы учреждений.

Совет

Где-то новшества отражены кратко, в других областях они имеют более широкое распространение.

Закон об образовании в статье 44 устанавливает права и обязанности родителей в процессе обучения их ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Круг лиц, имеющих права и обязанности

Права и обязанности родителей в новом Законе об образовании распространяются на следующий круг лиц:

  • родные мать и отец (подтверждается свидетельством о рождении ребенка);
  • усыновители (подтверждается решением суда, а также свидетельством о рождении). Их статус приравнивается к родным матери и отцу;
  • опекун (на основании постановления о назначении таковым);
  • приемные родители в соответствии с договором;
  • руководители учреждений, где ребенок воспитывается (детские дома, интернаты и прочее).

Вышеперечисленные лица являются законными представителями ребенка. На них всех в равной степени распространяются положения статьи 44.

Права

Одним из новшеств последней редакции Закона об образовании является то, что именно родители обладают преимущественным правом на воспитание и обучение своего ребенка. Обязанность законных представителей – дать детям фундаментальную внутреннюю основу развития их личности по всем направлениям. Это моральные качества, физическое здоровье, интеллектуальные способности.

Ни детский сад, ни школа этим правом не наделены. Данные учреждения, совместно с муниципальными и региональными управлениями и департаментами образования, призваны лишь оказывать всю посильную помощь. Это содействие по следующим направлениям:

  • воспитательный процесс;
  • защита и укрепление здоровья детей;
  • развитие способностей каждого ребенка;
  • оказание помощи детям с отклонениями в развитии.

Родители воспитанника детского сада и школьника имеют право:

  1. Решать, в какое учреждение отдать своего ребенка.

При этом нужно учитывать, что за детскими садами и школами закреплены определенные территории (районы, улицы). Принять в учреждение ребенка из другой местности руководитель вправе только при наличии свободных мест.

  1. Выбирать способы обучения несовершеннолетнего.

Можно обучаться в школе вместе со всеми детьми по общим программам. Также допускается дистанционное или вечернее образование, экстернат.

  1. Выбор языка преподавания.

Это актуально для субъектов Российской Федерации, являющихся республиками, где, помимо русского, имеется свой национальный язык. Сюда относятся Татарстан, Башкортостан, Якутия, Дагестан и другие.

  1. Выбор дополнительных факультативов и курсов из числа тех, что предлагает образовательное учреждение.

Решение вопросов по вышеперечисленным четырем пунктам должно происходить с учетом мнения ребенка. Окончательное решение принимает родитель, но он должен руководствоваться при этом интересами несовершеннолетнего.

  1. Обучать дошкольника, ученика начального, среднего и старшего звена в семье.

Законом предусмотрено и семейное образование на дому. При данной форме ребенок проходит установленную программами аттестацию в школе. В любой момент возможен переход на классовый вариант учебы.

  1. Знакомиться с документами детсада, школы.

Сюда относятся следующие виды локальных актов:

  • устав;
  • лицензия;
  • свидетельство о госаккредитации;
  • правила внутреннего распорядка;
  • документы по учебной деятельности;
  • иные.

В настоящее время каждое образовательное учреждение обязано иметь собственный официальный сайт в сети Интернет. На такой страничке и размещаются указанные документы.

Но не все школы соблюдают данные требования. В этом случае необходимо обратиться непосредственно к руководителю. Он обязан предоставить для ознакомления все запрошенные документы.

  1. Знакомиться с программами и методами преподавания, оценками своего ребенка.

Не всегда дневник ученика, даже электронный, содержит всю необходимую информацию об оценках. По требованию законного представителя ему должны показать журнал. Также учитель обязан предоставить родителю всю запрашиваемую информацию по используемым им программам.

  1. Защита прав своего ребенка.

Если родитель полагает, что по отношению к ребенку допущена несправедливость, ущемлены его интересы, он может их защищать. Это реализуется путем обращения к следующим лицам и органам:

  • воспитателю или учителю;
  • директору образовательного учреждения;
  • городское (районное) управление образованием;
  • департамент образования субъекта РФ;
  • прокуратуру;
  • суд.

Это могут быть как устные обращения, так и письменные заявления (в том числе электронные, через интернет). Исключение составляет судебная инстанция (предусмотрена только подача иска).

  1. Получение сведений о проводимых психологических тестах и работе педагогических комиссий в отношении ребенка.

Как правило, в большинстве школ родителям направляется опросный лист. В нем указывается, какое обследование планируется провести, предусмотрена графа для согласия либо отказа законного представителя. Это касается тестов в отношении всех детей.

Когда у ребенка обнаруживаются отклонения в развитии, отставание по общей программе, проводятся обследования специальной комиссией. В нее включаются педагоги, медики и психологи. По результатам работы выдаются рекомендации: оставить ребенка учиться в его классе, или перевести в коррекционный.

Законный представитель имеет право присутствовать при работе данной комиссии и обсуждении ее результатов. Он может высказать свое мнение по предлагаемой форме обучения ребенка.

  1. Участвовать в процессе управления образовательным учреждением.

Каждый родитель может принять участие в управлении школой. Порядок и формы предусматриваются уставом учреждения.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/otvetstvennost/objazannosti-roditelej-v-novom-zakone-ob-obrazovanii.html

Права родителей школьника

«Скидываемся на охрану и ремонт»Начнем с наиболее простого и самого распространенного вида школьного оброка: сборов на охрану, ремонт, закупку новых компьютеров и прочие хозяйственные нужды школы.

Читайте также:  Удобный онлайн-калькулятор декретных выплат

Запомните: сдавать деньги на такие цели родители могут исключительно по собственному желанию, в виде добровольных пожертвований.

Аргументация такая: школы вправе получать средства с пап и мам учеников только за предоставление дополнительных платных образовательных услуг, а все остальное — ДОБРОВОЛЬНЫЕ пожертвования (см.

пункт 76 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196).

Если классный руководитель слишком настойчиво рекомендует сделать взнос, обратитесь к директору школы — дипломатично, со ссылками на законодательство. Ненавязчиво упомяните, что Рособрнадзор и прокуратура регулярно собирают сведения о школах, которым не хватает средств на обеспечение охраны учащихся и необходимый ремонт.

«Зеленый свет» платной учебе?

С 1 сентября вступают в силу Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 года № 706).

Многие родители, услышав об этом документе, переживают: теперь платное образование вытеснит бесплатное легально, окончательно и бесповоротно.

Однако правила являются лишь подзаконным актом, повторяют и конкретизируют нормы нового закона «Об образовании в РФ», который также вступает в действие с начала нынешнего учебного года (см. федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ).

Обратите внимание

Данный закон, в свою очередь, повторяя и конкретизируя положения российской Конституции, говорит следующее: в Российской Федерации гарантируются общедоступность и БЕСПЛАТНОСТЬ начального общего, основного общего и среднего общего образования В СООТВЕТСТВИИ с федеральными государственными образовательными стандартами (часть 3 статьи 5 закона).

Таким образом, именно стандарты образования являются тем самым контрольным документом, на который нужно ориентироваться, чтобы выяснить: вправе ли муниципальная школа требовать доплату за ту или иную услугу или обязана предоставить ее бесплатно.

На заметку: стандарт начального общего образования (1 — 4 классы) утвержден приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 (последняя редакция — от 18 декабря 2012 года); стандарт основного общего образования (5 — 9 классы) — приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897; стандарт среднего общего образования (10 — 11 классы) — приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 года № 413.Эти документы несложно найти в Интернете. Если же самостоятельно разобраться в многостраничных стандартах для вас окажется затруднительно, можно обратиться за помощью в Рособрнадзор. Обратите внимание: специалисты Рособрнадзора уполномочены как консультировать граждан, так и оказывать им содействие в защите права на образование. Поэтому сюда также можно сообщать о фактах неправомерного требования доплат в школах.

Образование в семье? Пожалуйста!

Родителям также полезно знать еще несколько важных прав, которые гарантирует им и их детям новый закон об образовании (статья 44).- Законные представители (родители, опекуны) несовершеннолетнего вправе самостоятельно выбирать форму обучения, в том числе — дать ребенку начальное, основное и среднее общее образование в семье.

При этом на любом этапе обучения дети могут продолжить образование в школе.- Родители имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований учащихся (психологических, психолого-педагогических) и могут отказаться от участия своего ребенка в таких мероприятиях.

— По просьбе родителей им должны предоставляться для ознакомления устав школы, лицензия на осуществление образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации, учебная программа. Специалисты отмечают, что особенно важно внимательно читать такие документы при устройстве ребенка в частную школу.

Пристальнее всего нужно проверять лицензию и свидетельство о государственной аккредитации, обращая внимание на сроки их действия.

Кого оставят на второй год?

Для родителей это страшный сон: чадо оставляют на второй год, а то и вовсе исключают из школы. Конечно, теоретически подобная кара грозит в первую очередь хроническим лентяям и злостным хулиганам, но мало ли что в жизни случается? Чтобы не нервничать понапрасну и в то же время быть начеку, стоит иметь в виду следующее.

На повторное обучение, а попросту говоря на второй год, оставляются ученики, которые имеют академическую задолженность по двум и более предметам (пункт 51 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

При этом, по усмотрению родителей, школьника могут как оставить на второй год, так и перевести в класс компенсирующего обучения либо отправить для продолжения обучения в форме семейного образования.Исключать из школы разрешается только подростков, достигших 15 лет (статья 43 закона «Об образовании в РФ», вступающего в силу с 1 сентября).

Основанием для столь сурового наказания может стать неоднократное нарушение устава школы, правил внутреннего распорядка и других норм, регулирующих работу образовательного учреждения.

Могут ли школьников отправить «на картошку»?

Важно

Пункт 50 действующего Типового положения об общеобразовательном учреждении гласит: «Образовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей». Так что «на картошку» теперь — только по доброй воле.

источник

Источник: https://eva.ru/kids/childrens-garden/read-prava-roditelej-shkol-nika-13423.htm

На каком основании родители имеют право посещать уроки учителя?

С каждым годом родители учащихся становятся все более и более компетентными во многих вопросах, которые касаются обучения их детей.

Многочисленные форумы о школе, сайты образовательных организаций, образовательные порталы дают возможность родителям максимально понять, что такое образовательный процесс. Сегодня родителям предоставлена масса возможностей непосредственно познакомиться и узнать больше о школьной жизни ребенка.

Это и родительские собрания, и «дни открытых дверей», и посещение родителями уроков, а также совместное с детьми участие во внеклассных мероприятиях. Всё это помогает снять лишнюю тревожность родителей относительно процесса школьного обучения.

Но, несмотря на открытость многих образовательных организаций, некоторые родители, приходя на консультацию, обращаются с просьбой ознакомиться с ходом образовательного процесса вне запланированных графиком школы мероприятий.

Причины такого интереса бывают очень разнообразные. Есть папы и мамы, которые слишком сильно беспокоятся о своем ребенке, заметив, что поведение ребенка, его психологическое состояние изменились, в связи с поступлением в образовательное учреждение.

Чаще всего такими тревожными бывают родители первоклассников, дети которых только начинают привыкать к школе и учителю. Им интересно, как ребенок вел себя в школе, сколько раз ответил на уроке, поднимал ли руку, с кем общался на переменах. Такой интерес вполне оправдан.

Поэтому родители первоклассников всегда с большим удовольствием откликаются на предложения педагогов посетить уроки, праздники, спортивные мероприятия, консультации школьных специалистов.

Совет

Нередко родители просят посетить уроки, потому что не совсем уверены в компетентности педагога, который обучает их ребенка. Они судят о профессиональных данных учителя по рассказам ребенка и делают определенные выводы. Родителю, законному представителю ребенка, необходимо учитывать, что нередко ученик может преувеличивать проблему.

Сначала лучше подойти к педагогу, к которому имеются претензии, и выяснить ситуацию. Чтобы удостовериться в том, что ребенок получает хороший уровень образования, родители готовы ходить на уроки и наблюдать за образовательным процессом лично.

Здесь стоит отметить, что родитель, который не имеет педагогического образования, должен соотнести свои выводы о профессионализме учителя с компетентными людьми в образовательной среде. С этой целью необходимо обратиться к заместителю директора по учебной части и к методистам школы, которые контролируют учебный процесс.

Узнать информацию об учителе, который преподает в школе те или иные дисциплины, можно на сайте образовательного учреждения. Например, информацию об уровне образования педагога, о стаже работы, квалификации и т. д.

Плохие отметки, низкая мотивация к обучению, нежелание ходить в школу — все это также является причинами для беспокойства родителей. Чаще всего родители предполагают, что причина такого поведения — сложные взаимоотношения с педагогом, предвзятое отношение к их ребенку.

В этом случае и омбудсмен, и администрация школы, и психолог должны отреагировать на обращение родителя и провести ряд мероприятий, чтобы исключить случаи психологического давления в отношении ребенка.

В образовательной среде недопустимы случаи оскорбления личности ребенка, унижение человеческого достоинства, неприязненного отношения к нему со стороны педагогов. Учитель оценивает знания ученика, а не его личность.

В любом случае существует нормативная база, в соответствии с которой школа должна предоставить родителю максимум информации об успешности обучения ребенка, его достижениях, трудностях, с которыми он встречается в школе. В рамках этой нормативной базы родители имеют полное право знакомиться с ходом образовательного процесса и участвовать в школьной жизни ребенка в пределах, предусмотренных уставом образовательного учреждения.

Обратите внимание

Давайте обратимся к основополагающему образовательному закону — Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Следует знать, что согласно пп. 3.4 ст.44 ФЗ РФ № 273- ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

  1. знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  2. получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  3. присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Таким образом, если родитель считает, что права его ребенка в школе были нарушены, то они имеют право непосредственно ознакомиться с ходом образовательного процесса. При этом родители обязаны соблюдать устав образовательного учреждения.

Любые посещения уроков учителя относятся к внутришкольному контролю. Для посещений уроков составляется график, который доводится до сведения учителей. Учитель должен быть заранее предупрежден о том, что его урок посетят родители. Согласие педагога также является обязательным условием.

Посещение урока учителя родителями возможно по согласованию с руководителем школы и с внесением такой формы контроля в соответствующий график. В любом случае такая форма контроля возможна только лишь при условии, что педагог предупрежден. Обычно, такие ситуации не вызывают у учителей протеста, и они готовы пойти навстречу заинтересованным родителям.

Родителям не стоит забывать, что при посещении образовательного учреждения, они обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и работников образовательных организаций (пп.3, п.4 ст.44ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). Недопустимо оскорблять честь и достоинство учителя, предъявлять ему необоснованные обвинения. Тем более делать это в присутствии детей.

Также родители должны помнить, что, посещая образовательное учреждение, они должны соблюдать правила внутреннего распорядка школы, требования локальных актов школы, которые устанавливают режим занятий обучающихся (пп.2, п.4 ст.44 ФЗ РФ№ 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»).

Это означает, что на требование родителя, немедленно посетить уроки, администрация имеет право ответить отказом, в связи с тем, что в школе идет образовательный процесс, нарушив который, можно нарушить право ребенка на получение образования.

Когда папы и мамы приходят в школу, в первую очередь, они переживают за своего ребёнка. Могут возникнуть различные вопросы к учителю. Ответы на вопросы занимают большое количество времени. Для личного общения с родителями у педагога должны быть выделены часы консультаций.

Важно

Присутствие на уроке посторонних может вызвать у учителя волнение, тревогу. Главная задача учителя продуктивно провести урок, быть сосредоточенным на ходе образовательного процесса. Только так можно достичь хороших результатов обучения.

Родителям учащихся надо понимать, что посещение уроков — это исключительная мера. Такое возможно при наличии серьезных разногласий с педагогом. Во всех остальных случаях решать конфликты необходимо вне учебного процесса.

Последнее время в школьной практике встречаются случаи, когда учитель просит родителей посетить учебное занятие. Это связано с поведением детей на уроках. Чаще всего это дети, которые плохо справляются с учебной деятельностью, их поведение не соответствует правилам поведения в школе. Задача учителя в такой ситуации показать объективную картину поведения ребенка.

Хотелось бы призвать участников образовательного процесса разрешать конфликты мирным путем. Родителям не стоит делать преждевременные выводы о вине учителя в той или иной ситуации, а педагог должен помнить о том, что образовательный процесс необходимо строить исключительно на основе уважения человеческого достоинства и соблюдения прав ребенка.

  • Автор —Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.11.2014
  •   Все консультации автора

Источник: https://eduface.ru/consultation/ombudsmen/na_kakom_osnovanii_roditeli_imeyut_pravo_posewat_uroki_uchitelya

Ссылка на основную публикацию