Приемный ребенок в семье: обязанности родителей, этапы адаптации, проблемы

Приемные дети: адаптация в приемной семье и трудности

Органы опеки и попечительства (ООП) вправе определить ребенка-сироту в приемную семью. С новыми родителями заключается договор, в котором указываются их права и обязанности. Основной проблемой подобного вида опеки является период адаптации.

На скорость привыкания к новой обстановке влияют условия проживания приемных детей в семье и их психоэмоциональное состояние. Во избежание возникновения проблем опекуны получают на курсах подготовки базовые знания.

Практические навыки улучшаются с помощью психологических тестов, тренингов и упражнений.

Психоэмоциональные особенности сирот

Приемный ребенок – это сирота, потерявшая родных родителей, но помещенная в другую семью для устройства.

Органы опеки стараются найти усыновителей, опекунов, попечителей, или пристроить его в приемную семью до совершеннолетия. Новые родители получат опекунские права и обязанности.

Обратите внимание

Адаптация приемного ребенка в семье напрямую зависит от его возраста и степени подготовки выбранных ООП представителей.

Ориентируясь на случаи из историй воспитателей, можно выделить несколько основных периодов, для каждого из которых характерны свои особенности психоэмоционального состояния:

  • 0-3 года;
  • 3-7 лет;
  • 7-12 лет;
  • 12-18 лет.

От рождения до 3 лет

В психологии родительства говорится, что даже новорожденные малыши способны запоминать запахи и голоса родителей, окружающие цвета и прочие мелочи. Потеря мамы и папы отображается на подсознательном уровне.

Ребенок больше не слышит родные голоса и чувствует изменения в режиме питания. У взрослых детей проявляется утрата шлейфом негативных эмоций и изменениями в поведении.

Они могут демонстративно показывать свое презрение к людям, ненавидеть себя или окружающих и отталкивать социальных сотрудников, пытающихся помочь. Младенец сознательно еще не может представить реальный масштаб трагедии, поэтому изменения проявляются соматически.

Для воспитателя не станет новостью расстройство питания, капризное поведение, постоянный плач, нарушение сна и плохой аппетит новорожденного, изъятого из семьи или утратившего родителей.

У годовалого ребенка уже имеется частичное представление о потере близкого человека. Неполное восприятие происходящего выражается соматически и эмоционально. Малыш проходит те же стадии, что и взрослые дети:

  • отрицание;
  • ярость;
  • плач;
  • депрессия;
  • примирение.

Проще происходит усыновление малышей, совсем недавно появившихся на свет. Они еще не успели привыкнуть к родным родителям, поэтому опекуны смогут их быстро заменить.

На степень адаптации также влияет количество переездов младенца. Если приемная семья уже не первая, то привыкание пройдет быстрее. Замещающей матери лучше уйти в декрет, чтобы малыш смог привыкнуть к ее запаху и голосу.

Постепенно он перестанет переживать и адаптируется к новой обстановке.

От 3 до 7 лет

С точки зрения педагогики, проще всего воспитывать детей от 3 до 7 лет. Ребенок уже разговаривает и может выполнять самостоятельно простые действия (ходить в туалет, следить за своей гигиеной, понимать слова взрослых). В памятках психологов такой возраст считается некритичным. Малыша еще можно перевоспитать.

Явным плюсом детей от 3 до 7 лет является желание быть любимыми и жить в семье. Уже при первом знакомстве многие малыши бросаются в объятия приемных родителей и называют их мамой и папой. Пробелов в образовании еще особых нет, поэтому при правильном подходе к воспитанию ребенок вырастет полноценным членом общества.

Несмотря на позитивный настрой при знакомстве, у сироты проявляется потеря мамы и папы соматически и психологически. Приемные родители замечают плохой аппетит, замедленную реакцию, недержание кала и мочи, приступы паники, агрессию.

Важно

Самое сложное будет отучить малыша от привычек, полученных в Детском доме. Родителям придется привлекать его внимание полезной и интересной работой и познавательными играми. Если дитя делает что-то не так, то нужно описать суть проблемы и объяснить, как правильно следует поступить.

Желательно все показывать на своем примере.

Не менее актуально получить рекомендации психолога. Специалисты обычно советуют сделать упор на воспитании, уходе и ласке. Постепенно память о Детском доме и потере близких людей уйдет на второй план.

Высока вероятность появления новых проблем после определения малыша в детский садик. Попадание в незнакомый коллектив может спровоцировать обострение старых детдомовских привычек. Замещающим родителям стоит подумать о домашнем обучении, чтобы подготовить малыша психически и умственно к занятиям в школе.

От 7 до 12

Ребенок от 7 до 12 лет осознает потерю родителей в полной мере. Для опекунов подобная возрастная группа достаточно актуальна. Дети еще маленькие, но уже многое умеют. Приемным родителям необходимо будет выяснить, какие у малыша пробелы в образовании и заполнить их.

Не менее важно поработать над социальными навыками. Специалисты утверждают, что формирование детдомовской манеры речи и пагубных привычек (воровать, курить, пить) наблюдается в каждом втором случае. Если неправильно выбрать стратегию воспитания, то опекун может напороться на агрессию и упрямство.

Применение силы лишь вызовет гнев, страх и замкнутость в себе.

В целом ребенок вполне развит и понимает разницу между биологическими и замещающими родителями, поэтому он вполне лояльно отнесется к новой семье. Усугубить ситуацию может плохой опыт установления семейных связей в прошлом. К 10-12 годам над многими детьми не раз брали опеку.

Постоянная смена места жительства приводит к ощущению ненужности и безнадежности. На этом фоне занижается самооценка, из-за чего изменяется характер в сторону удовлетворения лишь своих желаний. Приемные родители могут изменить ситуацию, проявляя заботу и ухаживая за малышом. Он должен почувствовать, что нужен и важен.

Постепенно подопечный сможет адаптироваться к новой семье и будет дорожить ею.

Основной проблемой у детей 7-12 лет может стать недостаточный уровень образования. Ребенку предстоит продолжить обучение в школе, но из-за недостатка знаний проявятся комплексы, связанные с получением плохих оценок.

Опекуны должны позаботиться об этом, нанимая репетиторов и дополнительно занимаясь с подопечным. Превращаться из любящего приемного родителя в строгого педагога не стоит, так как можно испортить выстроенные отношения с малышом.

Необходимо знать меру и уметь вовремя поощрить школьника за хорошую работу и поведение. При правильном подходе пробелы в образовании быстро исчезнут.

От 12 до 18 лет

Из-за специфики характера и трудностей, возникающих в адаптационном процессе, детей старше 12 лет редко определяют в приемные семьи. Считается, что их нельзя уже исправить.

По мнению специалистов, на развитие и поведение сирот вполне можно повлиять, проявляя заботу, любовь и нежность.

Искренних и бескорыстных чувств детям, лишившимся родителей, не хватает больше всего, чтобы раскрыться.

Совет

С первого дня подростки кажутся равнодушными и меркантильными. На их лице нет ожидаемой радости от попадания в семью. Возникают чувства лишь со временем. Ребенок длительное время их прятал или вовсе не испытывал, проживая в Детском доме, поэтому нужно проявить терпение.

Меркантильность проявляется в постоянных просьбах что-либо купить. Вырабатывается подобная черта характера годами. Находясь на содержании в детдоме, для ребенка взрослый человек становится лишь средством получения желаемого. Попадая в приемную семью, он продолжает также мыслить.

Лишь со временем начнет вырабатываться чувство благодарности и желание ответить «добром на добро».

К 12 годам и старше у сирот существенно занижается самооценка. Подобное явление связано с частыми отказами опекунов и отправлением обратно в приют. Чтобы ребенок доверился вновь и раскрылся, приемные родители должны выстраивать отношения «на равных». Бесполезно пытаться переделать подростка насильно.

Его взгляды на мир уже утвердились. Детские психологи советуют опекунам не стремиться сломать ребенка, а показать ему, другую сторону жизни.

Узнав новую информацию и ощутив искренние чувства, подопечный сам потянется к приемным родителям и постепенно поменяет свое мнение по поводу многих вещей, ранее презираемых.

Этапы адаптации

Принято делить процесс адаптации приемного ребенка на 3 стадии. Ознакомиться с ними можно в таблице.

ЭтапКраткое описание
Знакомство Между приемными родителями и детьми начинается процесс «опережающей привязанности», то есть опекуны и подопечные стремятся показать свою любовь, которой еще нет. Длится стадия около 1 месяца.
Регрессия Первые впечатления уже забылись и раскрываются истинные черты характера. Начинается своеобразный процесс «притирки». Постепенно взрослые и дети все больше привязываются друг к другу и понимают, что пора находить компромиссы. Срок стадии варьируется от 2 до 4 месяцев.
Привыкание Приемные дети и опекуны уже привыкли друг к другу. В разговоре больше нет напряженности. Со стороны можно подумать, что идет малыш со своими родными родителями. Если достичь компромисса так и не удалось, то у ребенка усиливаются прежние недостатки (агрессия, страх, замкнутость в себе). Примерно через 1,5 года можно будет окончательно решить, смогли ли опекуны найти ключ к подопечным, или нет.

Длительность этапов адаптации варьируется в зависимости от ситуации. Многие дети определяются в приемную семью с ВИЧ-инфекцией, невралгией, пороком сердца и прочими патологиями. В данной ситуации основную роль играет не наследственность, а здоровье малыша и психоэмоциональное состояние. Для скорейшей адаптации потребуются консультации у лечащего врача и детского психолога.

Проблемы, возникающие в приемных семьях

В приемной семье из-за особенностей воспитания детей-сирот могут проявляться определенные проблемы:

НазваниеОписание
Ощущение неуверенности в себе на фоне постоянного страха. Опекуны боятся, что не справятся со своими обязанностями.
Завышенное чувство ответственности за подопечного. Приемные родители не всегда могут решиться предпринять определенные действия в отношении ребенка из детдома, например, вызывают врача или скорую помощь при малейшей проблеме, с которой легко бы справились самостоятельно.
Не оправданные ожидания опекунов часто перерастают в депрессию. Связана проблема с совершенно иными представлениями о характере и поведении ребенка.
Трудности с принятием малыша в семью из-за его пробелов в воспитании и плохом характере. Опекунам не всегда удается проявить должное терпение, что ведет к отказу от детей.
Проблемы с освоением нового положения подопечного Родителям трудно привыкнуть, что у них новый ребенок и расценивать его наравне с родными детьми.
Разделение детей на «своих» и «чужих» Замещающие родители часто не замечают, как сравнивают кровных детей с приемными. Ребенок ощущает себя «плохим» и боится, что от него откажутся.
Уменьшение времени уделяемого на родных детей На ребенка-сироту, только лишь попавшего в приемную семью, уходит большая часть времени родителей. Они стараются показать свои чувства и всячески угождают подопечному. Родные дети начинают ощущать себя ненужными и намеренно совершают плохие поступки для привлечения внимания.

Методы налаживания контакта

Психологи советуют приемным родителям выяснить, что для нового члена семьи значит слово «любовь» и как он выражает ее, узнав ответы на следующие вопросы:

  • Каким образом малыш выражает свои чувства к окружающим?
  • Что желает ребенок больше всего?
  • На что жалуется малыш?

Узнать нужные сведенья можно, понаблюдав за подопечным во время игр, тщательно прислушиваясь к его словам и расспросив воспитателей. При правильном подходе к воспитанию получится добиться расположения малыша и решить возникшую проблему. Психологи для преодоления и предотвращения проблем создали перечень советов приемным родителям:

  • До определения в приемную семью малыш живет в учреждении с непростым режимом. Рекомендуется выяснить все об условиях его содержания в приюте. Не помешает расспросить воспитателей о поведении подопечного и его любимых занятиях. Полученные сведенья помогут быстрее пройти период адаптации.
  • Не рекомендуется насильно заставлять есть нежеланные блюда нового члена семьи. Лучше выяснить все о предпочтениях малыша и постепенно вводить полезные продукты.
  • Не стоит покупать сразу кучу игрушек. Некоторые из них маленького ребенка могут напугать. Лучше прийти в магазин и попросить его выбрать, что понравится больше всего. По возможности стоит воссоздать некоторые элементы интерьера из приюта в детской комнате, чтобы малышу было проще осваиваться.
  • Стоит оградить ребенка от лишнего внимания. Период адаптации проходит нелегко, поэтому встречи с прочими родственниками лучше отложить.
  • Странные запахи или непонятные громкие звуки, пугающие ребенка, нужно устранить. В ином случае усугубится его нестабильное психоэмоциональное состояние.
  • Домашние животные должны стать друзьями новому жильцу. При первой же встрече лучше их представить.
  • Не рекомендуется стараться компенсировать нехватку заботы или различных сладостей и вкусных блюд. Перекармливание лишь нарушит пищеварение, а излишнее внимание вызовет нежеланные изменения в поведении. Во избежание проблем стоит соблюдать умеренность во всем.
  • Восстанавливать пробелы в образовании следует постепенно. Первоначально ребенок должен почувствовать себя частью семьи. Затем уже можно постепенно переходить к обучению, походам в музеи, театры и прочие познавательные места.
  • Первое время приемный ребенок не будет проявлять особой эмоциональной привязки к замещающему родителю. Выделяется лишь чувство беспокойства, когда опекуна нет дома. Со временем эмоции станут более выраженными.
  • Приемные родители должны внимательно слушать нового члена семьи. Если ребенок рассказывает о жизни в детдоме с использованием нецензурных выражений, то нужно дать высказаться, не акцентируя внимания на словах.
Читайте также:  Можно ли приватизировать земельный участок

У приемных детей есть свои психоэмоциональные особенности, влияющие на скорость адаптации в новой семье. Во избежание проблем опекуны обязаны выстраивать стратегию воспитания, ориентируясь на возраст ребенка, пережитую им ситуацию и длительность проживания в детдоме. При возникновении неприятных ситуаций рекомендуется посоветоваться с детским психологом.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/nazvannaja/priemnye-deti.html

Адаптация приемного ребенка в семье: этапы и проблемы адаптации

Каждый ребенок заслуживает быть любимым. Дети, которые по каким-либо причинам остались без родителей, мечтают вновь обрести семью. Но когда счастливый момент настает, и малыш и его приемные родители сталкиваются с необходимостью пережить непростой этап в отношениях, который называется «адаптация приемного ребенка».

О необходимости родительской любви

Чаще всего семейные пары хотят усыновить ребенка в возрасте от трех месяцев до четырех лет, хотя, конечно, берут деток и постарше. Кажется, что ребенок в бессознательном возрасте еще не успел понять всей тяжести своего положения и с легкостью примет приемных родителей как родных. Что и говорить, совсем маленький малыш даже не будет помнить, что его взяли из детдома!

Но дело в том, что на бессознательном уровне период, проведенный без значимых взрослых (в особенности без мамы), все равно скажется на психическом развитии человека. Каждая минута, проведенная без опеки и любви родителей, оставляет в душе малыша след боли, страха, отчаяния.

Даже если новорожденный ничего не понимает и не помнит, ему уже в первые минуты после рождения жизненно необходимо увидеть маму, почувствовать ее тепло, услышать голос, поэтому всех, пару секунд назад появившихся на свет, малышей кладут матери на грудь (в некоторых случаях детей кладут на грудь отцу).

Именно любовь матери, по мнению психолога Э. Эриксона, в первый год жизни формирует новое психическое образование – базовое доверие к миру. Без умения доверять миру, взрослый человек не сможет быть счастливым, он будет испытывать большие трудности, пытаясь построить глубокие, длительные, доверительные, интимные отношения.

Любовь нужна новорожденным людям не меньше, чем воздух, вода, пища и кров.

Из записей путешественника, францисканского монаха С. де Адам известно, что германский король, он же император Священной Римской империи Фридрих ІІ (1194-1250) провел жестокий и шокирующий эксперимент. Желая выяснить какой язык из всех существующих является первоначальным, он приказал отобрать детей у разных родителей и воспитывать их в изоляции.

Обратите внимание

За детьми ухаживали няньки, но они с ними совсем не разговаривали и не ласкали. Король думал, что заговорят дети на том самом языке, который является общим и первоначальным для всех народов, но ни один ребенок так и не заговорил.

Дети не научились говорить не потому, что не слышали речи, а потому, что просто не дожили до того возраста, когда могли бы начать разговаривать. Младенцы которых кормили, купали, обеспечивали все условия, но ни целовали, ни обнимали, ни любили, умерли в младенчестве.

Люди, которые берут детей из детдома, дарят им не только семью и любовь, но и надежду на счастливое будущее. Однако дело воспитания любого ребенка (все равно родной он или приемный) непростое. Одной любви не достаточно, нужно иметь терпение, мудрость и стремление понять любимого, но все же другого, отдельного, обладающего собственной индивидуальностью и правом на свободу, человечка.

Особенности личности лишенного семьи ребенка

И дошкольник, и школьник, и подросток развиваются очень быстро, у каждого возрастного периода свои особенности, трудности, кризисные этапы. Они одинаковы для всех деток, но приемный ребенок, безусловно, отличается от рожденного в семье, по крайней мере, в адаптационный период.

Детки любого возраста, которые какое-то время провели без семьи, но обрели новую, отличаются тем, что:

  • в некоторой степени отстают в своем интеллектуальном развитии от сверстников,
  • безынициативны, не слишком любознательны, малоактивны,
  • малообщительны, не умеют общаться открыто, избегают контакта глаза в глаза во время беседы,
  • «выпадают» из контакта, погружаясь себя (при этом могут совершать монотонные движения),
  • боязливы, главный страх – гнев взрослого, даже улыбаются такие детки через страх разозлить опекуна,
  • боятся выразить себя и часто не знают сами чего хотят,
  • боятся выражений любви (объятий, поглаживаний, поцелуев, даже просто близкого присутствия взрослого рядом): либо не дают себя обнимать и злятся, либо реагируют равнодушно и словно бы «обмякают» в руках взрослого,
  • патологически послушны, боятся отказывать взрослому и выражать свою волю,
  • склонны к самонаказанию, могут поругать себя и даже ударить (если их физически наказывали раньше),
  • недоедают или переедают, имеют проблемы со сном.

Какие-то из этих особенностей обусловлены не самыми лучшими условиями жизни ребенка до приема в семью, а какие-то уже непосредственно тем стрессом, который он переживает, привыкая к новой семье.

Этапы адаптации приемного ребенка

В течении жизни адаптироваться человеку приходится как к обществу в целом, так и к разным конкретным малым и большим социальным группа и к ближайшему окружению.

Подробнее о том, что представляет собой адаптация и особый ее вид – социально-психологическая адаптация, читайте в статье https://ourmind.ru/socialno-psixologicheskaya-adaptaciya-prisposablivatsya-ili-prisposablivat.

Нельзя сказать, что детдомовские дети совершенно неадаптированы к жизни в обществе. Они адаптированы, но к той особой, несемейной среде, в которой пребывали ранее, поэтому говорят, что они «несемейные». К приемной семье деткам придется привыкать, усваивать новые для себя правила поведения, многому учиться.

Адаптация приемного ребенка – это социально-психологическая адаптация. Она представляет собой продолжительный процесс, а также и конечный успешный результат взаимодействий личности ребенка с новой семьей.

В результате успешной социально-психологической адаптации ребенок усвоит нормы, правила, ценности, образ жизни новой семьи, он приспособится к ней, станет ее частью, но это будет происходить постепенно.

Выделяют три этапа адаптации приемного ребенка:

  1. «Медовый месяц». Этот этап длится от одного месяца до полугода и характеризуется желанием понравиться. Ребенок всеми силами пытается казаться родителем самым лучшим, а они пытаются ему во всем угодить.

Дети всем свои видом и поведением показывают, что им хорошо в новой семье, ведут себя сдержанно и послушно, но в это же время переживают огромный стресс.

На этом этапе родителям нужно не только окружать ребенка заботой и лаской, но и объяснять ему как устроен быт, как распределяются права и обязанности членов семьи, каков распорядок дня и так далее.

  1. Регрессия или «возврат в прошлое». На этом этапе ребенок оправляется и от приятного шока и от стресса после попадания в новую для него среду. И тут начинается самое сложное – «притирка».

Малыш уже успел познакомиться с обстановкой в доме и с новой семьей в достаточной мере для того, что расслабиться и начать вести себя привычным образом. Тогда-то ребенок (и родители) и обнаруживает, что прежние модели поведения неэффективны в семье, и чтобы начать вести себя по-новому, сначала нужно избавиться от старых привычек и стратегий, а затем усвоить новые.

Это самое сложное время как для ребенка, так и для родителей, время установления границ и пределов дозволенного, четких правил, смены привычек и стиля жизни.

На этом этапе проявляются все проблемные моменты, возвращаются страхи, ребенок может часто болеть. Приемные дети часто выбирают крайности: либо замыкаются в себе, либо становятся чрезмерно активными и даже агрессивными.

Важно

Приемным родителям тоже непросто, они часто срываются и могут даже усомниться в правильности принятия решения усыновить малыша. Теперь, как никогда прежде и после, нужно быть терпеливым, внимательным, заботливым, любящим по отношению к ребенку.

  1. Восстановление. Это последний этап адаптации, когда ребенок избавляется от своей «брони», открывается, отвечает взаимностью. Он начинает чувствовать себя частью семьи, начинает понимать, что значит быть чьим-то, привязывается к семье, перестает бояться, начинает по-настоящему доверять, понимать родителей, а они его.

В это время ребенок даже внешне преображается, хорошеет и меньше болеет.

На этом этапе родителям важно узнать ребенка поближе, каковы его особенности, способности, интересы, склонности и начать развиваться его личность.

В общей сложности адаптация приемного ребенка в новой семье может длится несколько лет.

Признаки успешной адаптации

Если адаптация и в особенности последний ее этап (восстановление) прошла успешно, приемный ребенок:

  • будет более волевым и смелым в принятии самостоятельных решений,
  • станет проявлять здоровую активность и инициативу, познавая окружающий мир,
  • при общении с родителями смело пойдет на телесный и зрительный контакт,
  • в случае опасности на улице спрячется за маму или папу, а не за неживой объект или незнакомого человека,
  • в случае, когда ему что-то не нравится в действиях взрослого, будет реагировать протесом, а не смирением,
  • научится отличать свое от чужого (ведь раньше у него все было общее с другими детьми, поэтому сложно понять что такое «мое»),
  • научится понимать, что ему самому, а не взрослому нравится, а что нет,
  • найдет для себя любимые занятия и увлечения,
  • будет больше искренне улыбаться, его мимика в целом станет более живой, подвижной,
  • научится реагировать на запреты, сказанные спокойно,
  • начнет называть приемных родителей «мама» и «папа».

Сложный период адаптации рано или поздно пройдет. Как бы ни был он сложен, а все-таки намного лучше всего, что познал ребенок до того, как был принят в семью.

Приемный малыш наверстает все, что было им упущено, догонит своих сверстников в развитии, научится с охотой, а не из страха, выполнять свои обязанности, слушаться взрослых, из нелюдимого превратится в любящего, если дополучит всю необходимую ему родительскую заботу, поддержку и любовь.

И, хотя психологи не безосновательно говорят о негативном влиянии на формирующуюся личность ребенка такого явления как гиперопека, не нужно бояться «перелюбить» ребенка, особенно если он приемный. Для таких деток любви не бывает много. Они жаждут ее, и когда получают, долго не могут «насытиться».

Читайте также:  Нужна ли приватизация кооперативной квартиры?

Как Вы считаете, нужно ли говорить ребенку, что он приемный?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/adaptaciya-priemnogo-rebenka

Приёмные дети: этапы адаптации в семье, особенности воспитания

Расти благополучными и счастливыми людьми возможно лишь в семейном окружении. У несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей, есть шанс получить приёмную семью. Приёмные дети – это радостное событие, что способно изменить жизненные обстоятельства, так же, как при рождении собственной малютки.

Способы устроить ребёнка в семью

Определить ребёнка можно путём:

  • усыновления, где приём ребёнка осуществляется, как полноправного члена семейства, родителям предоставляется весь круг полномочий и обязанностей;
  • опеки – здесь ставятся воспитательные, образовательные цели, защищаются интересы ребёнка, он остаётся со своей фамилией, настоящим родителям вменяется его содержать, выплачивая алименты. Опека существует до 14 лет, затем её заменяет попечительство;
  • патроната – воспитание происходит согласно договору между опекунской службой, патронатной семьёй и детским заведением;
  • приёмной семьи – обеспечение детей по соглашению.

Привыкание к родителям

Адаптация приёмного ребёнка в семье происходит нелегко, этот период длится приблизительно год. Возможны случаи обострения заболеваний, появления слёз и истерик, ребёнок может многое отрицать, ненавидеть и вести себя агрессивно. Такое поведение является закономерным, оно будет преодолено, если родители грамотно себя ведут и искренне любят ребёнка.

Этапы адаптации ребёнка в приёмной семье проходят следующие фазы:

  1. Первый период — подготовительный, он заключается в гостевом посещении новой семьи. В это время приёмным родителям хочется сделать пребывание ребёнка комфортным, его поощряют, стараются подбадривать. В свою очередь, малышу хочется нравиться взрослым. Не нужно спешить влиять на него, стремясь к тому, чтобы называл их мама и папа.
  2. Самый сложный кризисный период, поведение ребёнка становится отличным от начального этапа. Происходит закономерный процесс, в психологии советуется рассматривать его правильным развитием отношений, признаком доверия, показом негативных сторон.
  3. Время наступления самостоятельности и уверенности, ощущение малышом себя в домашней обстановке. Не надо забывать, что малейшие перемены могут привести к психологическому потрясению.
  4. Период стабилизации, превращение в настоящий семейный коллектив, спокойное поведение ребёнка, приёмной маме и папе присуще чувство удовлетворения семейными отношениями.

Каких детей принимают

Приёмным родителям, обычно, передают:

  • детей, оставленных без родительского присмотра и размещённых в разные заведения социальной защиты;
  • по невозможности содержать их родственниками из-за состояния здоровья;
  • по причине лишения отца и матери, родительских прав, осуждения, признания недееспособности;
  • имеющих родителей, что являются неизвестными;
  • остались сиротами.

Выбирая себе ребёнка, родители смотрят на него в базе данных по фото и информации в профиле.

Шаги построения семьи

Будущим приёмным родителям следует:

  1. Направиться в госорган по опеке и попечительстве с просьбой (собрав необходимые документы), где будет сделан вывод о вероятности получения прав родителей.
  2. Сотрудниками на протяжении 3-х дней (после представления бумаг) проводится исследование жилищных и бытовых условий, оформляется акт обследования, который утверждается руководителем службы. Один экземпляр документа направляется на протяжении трёх дней, человеку, который выразил подобную инициативу. Гражданину даётся право оспорить в суде полученный акт обследования.
  3. В следующий 10-дневный срок принимается решение, при положительном результате, кандидат берёт путёвку в место проживания детей-сирот, здесь знакомятся с малышом, происходит просмотр личного дела, медицинских документов.
  4. Претендент оформляет просьбу о принятии ребёнка в семью.
  5. Организация направляет ребёнка на прохождение врачебной комиссии с целью полностью обследовать его здоровье. Затем документы передаются в управление по защите детей.
  6. Специалисты опекунской службы составляют акт о возможности передать ребёнка для воспитания: определяется опекун, вопрос выплаты гонорара приёмным родителям и помощи по содержанию несовершеннолетнего.
  7. Кандидаты в родители заключают сделку о приёме малыша, оформляются дополнительно персональные факторы о процедуре.
  8. Личные данные передаются в подразделение муниципального образования по адресу новой семьи с целью выделения дотации контролирования воспитания и содержания ребёнка.
  9. Дети-школьники получают компенсацию за проезд, родители — единовременное пособие.

Для создания семьи необходимо пройти все этапы.

Требования к приёмной семье

Приёмным родителем становится гражданин, который:

  • стал совершеннолетним;
  • обладает дееспособностью;
  • имеет работу и место проживания;
  • не лишился родительских прав;
  • не имеет судимости;
  • не является инвалидом 1-2 категории;
  • не имеет социально опасного, инфекционного и психического заболевания (туберкулёза, наркомании);
  • имеет положительную репутацию.

Документы

Для взятия ребёнка в семью в опекунскую службу подаётся список бумаг:

  • запрос;
  • подтверждение доходов (пост, величина заработка);
  • документ, указывающий на наличие жилого помещения;
  • справка о том, что отсутствует судимость или уголовное преследование за криминальные правонарушения, направленные против жизни и здоровья человека;
  • заключение медиков о здоровье;
  • свидетельство о браке;
  • автобиографические данные;
  • согласительный документ членов семьи на принятие ребёнка;
  • сертификат, показывающий, что пройдено специальное обучение вопросов практической педагогики.

Прежде чем принять детей, надо поговорить о своей готовности с родственниками — супругом (супругой) и детьми.

Стереотипное суждение о том, что воспитание приёмных детей является уделом бездетных пар, не соответствует реальному положению вещей.

В семьях с детьми, накоплена большая воспитательная практика, здесь понимают, какое это не простое дело. После обсуждения в семейном кругу, при общем согласии, можно начинать действовать.

Следующий шаг – это прозаниматься на специальных курсах. Подобную школу назовут в опекунской службе по адресу жительства. Занятия имеют продолжительность около 2 месяцев, что становится необходимым и приятным делом, связанным с устройством ребёнка.

После оформления медицинских справок и обладания сертификатом вновь обращаются в орган по делам детей, где помогут написать заявление и заполнить опросные листы, подготовить другие требуемые документы.

Следует сделать выбор формы устройства ребёнка – усыновить, создать приёмную семью или взять под опеку. Сложность в том, что невозможно преждевременно определиться со статусом ребёнка, понравившегося членам семьи.

Решить проблему помогут рекомендации профессионалов.

Наиболее сложный и длительный процесс, поиски детей, где будет немало трудностей и разочарований. В РФ более полумиллиона маленьких граждан живёт в стенах детских учреждений, они не торопятся отдавать их приёмным семьям, особенно это относится к детям от годовалого возраста до трёх лет.

Виды денежной оплаты

Форма семейного устройства определяет величину пособия и денежной помощи.

Усыновление, согласно нормативным документам, оно не подлежит оплате, поскольку в данной ситуации подразумевается полный переход обязанностей и полномочий родителей по отношению к детям. Усыновителям можно воспользоваться лишь единовременным пособием (13087 рублей). Его получает отец или мать.

При условии работы усыновителей даётся отпускной период для ухода за ребёнком, он исчисляется, начиная моментом усыновления и по истечении 70 дней со дня рождения. Если одновременно усыновлено двое детей период составляет 110 дней до наступления трёх лет.

Время даётся кому-либо из семейной пары в соответствии с их желанием.

Приёмная семья, при устройстве ребёнка заключается договор с опекунской службой. Он содержит:

  • полную информацию о ребёнке (как зовут, сколько лет, уровень физического и умственного развития);
  • продолжительность соглашения;
  • обстоятельства, обуславливающие содержание, становление детей;
  • полномочия и обязанности приёмной семьи и опекунского органа;
  • правила прекращения соглашения.

Сделка составляется на более снисходительных пунктах, чем правила усыновления. Большому количеству семей подобное устройство несовершеннолетних кажется больше приемлемым вариантом, в данной ситуации их труд вознаграждает государство.

Приёмными родителями считаются супруги и неполные семьи, берущиеся воспитывать детей. Существует ограничение по количественному составу детей (родных вместе с приёмными), до восьми человек. Для принятия их в семейный круг требуется согласие ребёнка (с 10 лет).

Алиментных и наследственных связей в приёмных семьях не предполагается.

Приёмной семье выплачивают одноразовую помощь, содержание на ребёнка (40% от заработка за отчётное время), компенсацию детских издержек, заработную плату (в зависимости от территории). Воспитатель имеет стаж трудовой деятельности.

Совет

Опека – данный путь не предусматривает оформления договорных отношений или вынесения постановления судебного органа.

Такой вид размещения детей начинается вследствие вынесения органом опеки соответствующего решения, замещение родителей продолжается до наступления совершеннолетнего возраста. Финансовые средства при опекунстве и попечительстве не выплачиваются.

Предусматривается единовременное пособие и деньги для обеспечения несовершеннолетнего (40% заработной платы опекуна за отчётное время) и компенсирование издержек.

Патронатные наставники – люди, не имеющие прав на опекунство или усыновление, обычно, по причине материальных обстоятельств, возрастной категории, условий проживания.

Они могут располагать одноразовой помощью и 40%-ной регулярной выплатой оклада патронатного педагога, возмещением затрат на детей, а также оплату по каждому последующему ребёнку, взятому в целях воспитания (около 3000 руб. за воспитанника).

Об особенностях воспитания в приёмной семье

Приёмный ребёнок приносит в семью сложности, особенно если помнит о прошлых событиях. Вопросы со здоровьем можно предусмотреть, проведя медицинское обследование, а как предвидеть отклонения в поведении? Смогут ли приёмные родители полюбить ребёнка, как родных детей.

В детских домах трудно встретить ребёнка с хорошей наследственностью, с потерей родителей, он получает сильную психологическую травму. Взрослым следует быть готовым к трудным моментам, запастись терпением и любовью.

Проблемы начинаются с причин принятия детей в семью, психологи называют такие из них:

  • чрезмерная заботливость, когда ребёнку не позволяют никакой самостоятельности. Малышу это нравится, но подрастая, он стремится освободиться от такой опеки;
  • желание получить одобрение окружающих, благодарности родители ждут и от ребёнка;
  • боязнь раскрытия тайны усыновления. У родителей – замкнутая жизнь, они ограничивают контакты ребёнка, что приводит к дефициту общения, стремлению общаться со сверстниками;
  • различие в расположении к родным и приёмным детям, что вызывает депрессию, они привлекают внимание родителей демонстративными поступками, дерзостью.

Возрастные черты:

  1. Воспитанники – от годовалого до 3-летнего малыша. Особенности: ходит, учится разговаривать, снимаются диагнозы, что были установлены при рождении, можно отдать в детское воспитательное заведение.
  2. Дети 3-6 лет. Важная стадия в развитии ребёнка, когда происходит формирование представлений о том, что такое добро, зло, справедливость. Детей готовят к школе, путешествуют, родителям надо проводить больше времени с ними.
  3. Ребёнок 6-12 лет. Характерные черты – предстоящая учёба, недополученные любовь и внимание, подготовка к диалогу со школой, не стоит требовать больших успехов от ребёнка.

Подростки 13-15 лет. Приёмным родителям нужно понимать, с какими затруднениями они могут столкнуться. Первое время несовершеннолетние будут слушаться, но затем «проверять» взрослых.

Важно построить доверительные отношения. Следует создавать понимание, что они не несчастные сироты, которых нужно только жалеть, что материальные блага создаются благодаря труду.

Поддержание контактов с приёмными семьями

Успешному преодолению трудностей поможет общение с другими приёмными родителями, что осуществляют подобные процедуры. Возможность узнавать об опыте единомышленников увеличивает энергию, даёт реально взглянуть на обстоятельства.

Идеальный вариант – обращение в организации, которые помогают устраивать детей и берут на себя дальнейшее сопровождение семей. К таким организациям относятся виды некоммерческих фондов, структур и сообществ родителей.

Общение немаловажно не только при поисках и начальном этапе жизни совместно с ребёнком, но и в последующих событиях.

Источник: https://brakirazvod.com/opeka/priyomnye-deti

Самое главное о четырех возрастах в адаптации приемного ребенка

Первые месяцы, а иногда и год-полтора в новой семье — чрезвычайно трудное время и для приемного ребенка, и для родителей.

Как облегчить адаптацию? О том, как вести себя с новым членом семьи, чтобы стать родными людьми, корреспонденту фонда «Измени одну жизнь» рассказала Ирина Гарбузенко, психолог-консультант, преподаватель Школы приемных родителей в «Московском центре непрерывного образования взрослых» и мама шестерых приемных детей.

Читайте также:  Что делать покупателю, если телефон еще находится на гарантии и разбился экран?

Если приемный ребенок — младенец

Взять в семью ребенка в возрасте от рождения до года — это примерно то же самое, что пережить роды. Нужно быть готовым к тому, что все в жизни родителей поменяется: вы не сможете спать, когда у малыша будут резаться зубки, будете волноваться о том, уверенно ли он держит головку, не сможете полноценно работать, как раньше, и т. д.

При этом еще до усыновления нужно продумать все возможные варианты развития событий. Маленький ребенок (и приемный, и кровный) — это всегда кот в мешке. Что будет, если он окажется нездоровым? Если уже после попадания в семью у него обнаружатся какие-то серьезные патологии?

В моей практике бывали случаи, когда приемные родители узнавали о неизлечимой болезни малыша уже после усыновления: брали здорового, а выяснилось, что ребенок — инвалид. Пережить эту ситуацию и адаптироваться к ней сложно, но можно, нужно всегда помнить, что родные, рожденные нами дети тоже могут оказаться нездоровыми.

Обратите внимание

К счастью, случается и обратное: приемные родители готовятся к серьезному лечению ребенка, а с течением времени выясняется, что значительная часть вписанных в медкарту диагнозов — это результат гипердиагностики или длительного стресса, в котором находился малыш.

Адаптация пройдет нормально, если вы не будете сравнивать своего ребенка с другими детьми. Сравнивать можно только сегодняшние достижения малыша с тем, что он умел раньше, и просто радоваться успехам.

«Многие в этом возрасте уже бегают, а ваша девочка пока и ходит-то неуверенно», — говорит соседка. Не нужно расстраиваться из-за такого рода пересудов: хорошо уже то, что девочка в принципе ходит, ведь могло быть иначе.

Не стоит спешить с социализацией приемного малыша. Не нужно тетушек, двоюродных бабушек и нянь, не нужно поездок к родственникам и друзьям — пусть ребенок сначала привыкнет к маме и папе. Так ему будет проще адаптироваться.

Наконец, к первым месяцам грудничка в новой семье важно подготовиться финансово. Мама наверняка не сможет работать, поэтому важно иметь некоторый запас средств: они потребуются на оплату медицинских консультаций, на покупку одежды, подгузников, коляски и т. д.

От года до трех лет

Родители, берущие в семью ребенка от года до трех лет, как правило, больше опасаются психических отклонений, чем физических заболеваний. Обычно к этому возрасту ребенок уже полностью обследован, и с его физическим состоянием все более или менее понятно. А вот такие болезни, как, например, аутизм или шизофрения, могут проявиться позже.

Даст бог, шизофрении не будет, однако важно заранее подумать: готов ли я к тому, что мой ребенок, скорее всего, не станет вундеркиндом? Что на первых порах он будет отставать в развитии от сверстников, потому что долго был занят банальным выживанием, а не изучением цифр? К тому, что он будет обычным ребенком и не будет хватать звезд с неба? Если вы настроены исключительно на будущие успехи в учебе и в спорте, вам стоит еще раз хорошо подумать, готовы ли вы взять ребенка в семью.

Период адаптации будет непростым, причем ребенку в этом возрасте еще труднее, чем вам. Он как будто попал в космос: все вокруг новое, незнакомое. Облегчите ему привыкание: старайтесь не сердиться, больше улыбайтесь, покажите, что мир прекрасен. Постепенно малыш научится «зеркалить» вас: будет улыбаться и радоваться новым открытиям.

При этом не нужно таскать его на бесконечные развивающие занятия, потому что никто не научит его правильно называть цвета и формы лучше вас.

Эмоциональное общение с мамой гораздо важнее для приемного ребенка этого возраста, чем групповые занятия с незнакомой тетей-педагогом. Играйте дома: например, дайте малышу пальчиковые краски. Или мамины бусы.

Или кружку с водой, тарелку с крупой и ложку. Пусть перебирает, перекладывает на здоровье, развивает мелкую моторику и концентрацию.

В целом 1—3 года — это прекрасный возраст для привыкания родителей и малыша друг к другу. Можно гулять в колясочке, вместе изучать мир, можно понемногу начинать ходить в гости.

При этом старайтесь больше общаться с теми, кто позитивно настроен по отношению к вашему малышу, кто готов похвалить его и отметить успехи.

Если соседи, приятели или родственники проявляют непонимание, неделикатность и говорят вам что-то плохое о ребенке, старайтесь пока минимизировать такое общение. Вам и так сейчас непросто, зачем брать в голову пересуды?

Важно

В период адаптации чаще руководствуйтесь известным правилом безопасности в полете: сначала обеспечьте кислородной маской себя, а потом ребенка.

Не нужно строить свою жизнь исключительно вокруг интересов вчерашнего сироты, старайтесь встроить его в семью, научить следовать общим правилам.

К примеру, вы встаете не в 7, а в 9, и постепенно ребенок к этому привыкнет, ничего страшного в такой перестройке режима нет.

При этом жестко ломать привычки малыша не стоит. Многие дети из домов ребенка раскачиваются перед сном, успокаивая сами себя.

Зрелище жутковатое, и приемные родители нередко пугаются, стараются как можно скорее отучить малыша от этих движений. Не торопитесь, ведь благодаря этому раскачиванию он выжил.

Ребенок сам постепенно отучится: поглаживайте его, ласково разговаривайте перед сном, рассказывайте сказки.

Адаптация дошкольников и младших школьников

Если вы берете в семью дошкольника, не торопитесь сразу готовить его к школе. Лучше дайте наиграться и пройти все этапы развития, иначе учеба не будет успешной.

Настройтесь на хорошее и вместе с ребенком наслаждайтесь прелестями детства. Читайте вместе сказки, ходите на детские спектакли, катайтесь в парке на велосипедах, посещайте центры Монтессори, по возможности путешествуйте.

Пластилин, детали от «Лего», краски — пусть ваша квартира превратится в сплошной творческий беспорядок. Да, будет много сломанного, изрисованного и помятого, будьте к этому готовы.

Это хорошее, благодарное время для ребенка и родителей.

Совет

Прислушивайтесь не только к интересам ребенка, но и к своим собственным, ведь адаптация проходит у обеих сторон. Не любите паззлы, но любите читать? Читайте — увлекайте ребенка историями, чудесами и яркими иллюстрациями. Отсекайте то, что вам не нравится, старайтесь, чтобы в вашем общении с новоприобретенным сыном или дочерью было больше позитива.

Что касается школы, то для успешной адаптации ребенка важно понимать, что скорее всего в его развитии имеется двух-трехлетнее отставание. Возможно, есть смысл отдать в школу на год позже. За год вы привыкнете друг к другу, позанимаетесь, и первокласснику будет легче.

Кроме того, стоит поговорить с учителем и ввести его в курс дела, чтобы педагог с пониманием отнесся к ситуации. Помните: если слишком давить на ребенка, «ломать» его и требовать невозможного, могут развиться различные заболевания. Не переживайте слишком сильно: в конце концов, с первого по четвертый класс оценки не так важны.

Пробуйте заниматься в кружках — даже «трудного» ребенка наверняка что-то заинтересует. Футбол, гребля, бисероплетение, музыка, танцы, гимнастика, рисование — чем шире охват, тем больше шансов, что вы нащупаете ту сферу, в которой ребенок может почувствовать себя успешным.

Что-то не получается? Старайтесь не накручивать себя. Общайтесь с другими приемными родителями: многие из них преодолевают те же сложности и могут помочь хорошим советом или рассказать о своем опыте. Сегодня возможности для этого есть — форумы, вебинары и т. д.

Конечно, бывает, что мама устает и даже «выгорает». В такие моменты я рекомендую вспомнить, зачем вы взяли ребенка в семью, и постараться вернуться к своим мотивам. Маленький ребенок не может «сломать» вашу жизнь. Скажите себе: «Я не настолько слаб (слаба), чтобы ребенок мог лишить меня сил, здоровья, успехов и веры в хорошее».

В семью пришел подросток

Для успешной адаптации ребенка любого возраста важно понимать, что каждый человек имеет право на жизнь и на счастье. Подросток — уже не совсем ребенок. Это ребенок, который становится взрослым, а потому ершистым и колючим.

В этом возрасте мама уже не принцесса, и подросток вполне может ответить ей грубовато или неделикатно: «Мне говоришь, что надо спортом заниматься, а сама толстая»; «Мне говоришь, что надо зубы чистить… Почему тогда у тебя зубы золотые? Не чистила?»

Подросток, попавший в новую семью, пройдет все стадии развития, которые не были им пройдены. Если в прошлой жизни он не наигрался, он будет играть: в машинки, в куклы. Поддержите такие игры. Скорее всего, эти этапы пройдут быстро, но они совершенно точно будут.

Обратите внимание

Так что не удивляйтесь, если ваше тринадцатилетнее чадо капризничает, как дошкольник, значит, проходит адаптация, и это хорошо. Бывает, что подросток просит приемную маму покормить его с ложечки — и это тоже нормально, значит, дело пошло и привязанность формируется. Дайте подростку отыграть все, чего у него не было, позвольте пройти с вами все стадии развития.

Бывает, приемные родители устают и испытывают разочарование. «Я ее взяла, а она такая дура», — говорит мне приемная мама. Ну и что, что дура, отвечаю я, на свете полно дур, и многие из них отлично живут. Вы же хотели ей помочь, вот и помогите.

Не ждите чудес, а просто выполняйте свои обязанности: кормите, одевайте, разговаривайте, не бейте и не оскорбляйте. Напишите на листе бумаги правила: как себя вести, что можно и чего нельзя делать в вашей семье, требуйте их соблюдения.

Впрочем, где-то бывает нужно и уступить…

Чтобы не терять доверия подростка и веры в свои силы, не позволяйте посторонним говорить о ребенке плохо. Возможно, из-за этого ваш круг общения сузится — расширяйте его за счет других приемных семей. Там поймут ваши сложности.

Четыре стадии адаптации

Первая стадия — так называемый «медовый месяц». И ребенок, и приемные родители еще не вполне верят, что жизнь изменилась навсегда. Обе стороны стремятся вести себя как можно лучше.

Вторая стадия — стадия агрессии.

Уставшая приемная мама может сказать себе: «Что у меня в доме делают эти дети? Зачем я на это согласилась?» Ребенок тоже может начать «козлить» — он все еще не верит, что это навсегда, и зачастую «проверяет» приемных родителей. Возможна и аутоагрессия. В этот период важно постоянство во всем: режим дня, понятные правила поведения, четкие границы.

Третья стадия — ребенок и родители постепенно подстраиваются друг под друга. Вспышки агрессии случаются реже. Родители и приемный ребенок учатся договариваться и соблюдать договоренности.

В этот период важно, чтобы совместно проведенное время было приятным.

Положили в больницу? Конечно, хорошего мало, но ведь можно взять с собой любимую красную подушку, красивые кружки, интересные книжки — почитаем, поиграем, поговорим…

Четвертая стадия — принятие друг друга. Родители и ребенок нужны друг другу.

Источник: https://changeonelife.ru/2016/07/13/samoe-glavnoe-o-chety-reh-vozrastah-v-adaptatsii-priemnogo-rebenka/

Ссылка на основную публикацию