Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей

Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке.

Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 г.

В соответствии с законодательным актом к категории лиц, имеющих право на получение основных мер соцподдержки, относятся:

  1. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей;
  2. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях;
  3. дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений;
  4. дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет.

Виды социальной помощи детям сиротам

Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:

  • право на уважение собственного достоинства;
  • право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
  • право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
  • право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.

Имущественные права детей сирот:

  • право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
  • право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
  • право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
  • право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.

Остановимся более подробно на нематериальных видах социальных гарантий.

Право детей сирот на образование

В соответствии с ФЗ №159-ФЗ дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на обучение за счет средств федерального бюджета в госучреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Законом предусмотрены следующие моменты в вопросах образования:

  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на прохождение курсов по подготовке к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные учреждения на бесплатной основе, при этом они должны иметь оконченное основное общее или среднее общее образование;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатное получение второго начального профобразования;
  • предоставление академического отпуска в случаях медицинских показаний за данной категорией лиц полное гос.обеспечение сохраняется весь период отпуска с выплатой стипендии в полном объеме;
  • дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатный (льготный) проезд на некоторых видах транспорта;
  • дети, получающие образование в другом городе, имеют право на возмещение оплаты проезда к дому и обратно 1 раз в год;
  • выпускники в лице детей сирот, за исключением тех, кто продолжает обучение по очной форме, обеспечиваются единовременным денежным пособием, одеждой, оборудованием (либо компенсацией) за счет средств образовательного учреждения, в котором они обучались.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/family/zashhita-prav-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley/

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Энциклопедия МИП » Семейное право » Опека и усыновление » Защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется исполнительными органами.

Содержание

Дети – главная ценность в жизни каждого родителя, которые являются не только самыми близкими людьми, но и непосредственными субъектами реализации родительских прав и обязанностей взрослых людей.

Однако некоторые обстоятельства и ситуации способны лишить детей внимания и опеки родителей, что может быть спровоцировано процедурой ограничения, лишения родительских прав, пропажи или смерти родителей.

Так как подрастающее поколение является основой развития общества и страны, то государство разработало исполнительные и правовые механизмы, которые позволяют обеспечить лишенным родителей и опеки детям достойный уход, условия проживания и достаточно внимания для развития, самореализации и образования. Защита прав детей оставшихся без попечения родителей гарантируется государством и осуществляется ответственными исполнительными органами, которые специализируются на организации опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних детей.

Перечень случаев, когда дети считаются оставшимся без попечения родителей

Судьба и благополучие всех детей небезразличны государству, поэтому законодательная база предусматривает особое отношение к детям, которые остались без опеки родителей. Подобные процессы предусматриваются и гарантируются не только отечественными юридическими актами, но и закрепляется в международных правовых нормативах.

Такими же привилегиями имеют возможность воспользоваться дети, которые с целью обеспечения собственных интересов были лишены своего привычного окружения определенными действиями со стороны судебных или исполнительных органов.

Согласно с действующей законодательной базой в сфере семейного права, детьми, которые были лишены попечения родителей, считаются следующие категории граждан:

  • Лица, которые не достигли совершеннолетия до 18 лет и до этого момента были лишены родительской опеки;
  • Граждане в возрасте от 18 до 23 лет, при условии, что они были лишены родительского внимания и опеки до наступления совершеннолетия.

Подспорьем для отношения детей к данной категории является лишение лиц всех проявлений опеки и попечения, к которым относятся полноценный уход, надежная охрана, должное воспитание и забота о психическом и физическом здоровье.

Основные ситуации, в связи с которыми дети и подростки могут считаться лишенными родительского внимания, могут сопровождаться следующими обстоятельствами:

  • Смерть родителей или единственного родителя, если опека ребенка возлагалась только на одного гражданина;
  • Родители были лишены судебными органами родительских прав при наличии серьезных оснований;
  • Родители были признаны недееспособными в связи с наличием серьезных нарушений психики или же развития опасных болезней в хронической форме;
  • Родители находятся в местах лишения свободы;
  • Родители всячески уклоняются и избегают воспитания собственных детей, не соблюдают обязанностей по защите интересов и прав несовершеннолетних;
  • Родители детей были изначально не известны и не установлены государственными органами;
  • Лица добровольно отказались забирать детей из любых государственных учреждений: лечебных, воспитательных, социальных и др.;
  • Граждане были официально признаны умершими или безвестно отсутствующими.

Соответственный статус лица, лишенного родительской опеки приобретают не только те дети, которые по каким-либо причинам утратили внимание родных родителей, но и при отобрании детей у лиц, на которых законом были возложены обязанности приемных родителей. Вопрос отсутствия ответственного лица, которое выполняет действия по уходу, заботе и финансовому обеспечению несовершеннолетних, не может быть закрыт без судебного или административного разбирательства.

Права детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние дети и лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые подпадают под действие соответствующего законодательства и были лишены родительской опеки или же прибывают в государственных организациях по защите детей, лишенных попечительства, имеют все стандартные права:

  • Право общаться со своими родителями и членами семьи при проживании в полной семье, неполной, а также в процессе пребывания в государственных учреждениях или трудных жизненных обстоятельствах;
  • Получать защиту прав и законных интересов со стороны родителей или же должностных лиц, особенно – в процессе злоупотребления правами со стороны посторонних лиц;
  • Выражать свое мнение при решении любого вопроса, которое является решающим для защиты интересов ребенка. Мнение ребенка должно учитываться при ведении судебных разбирательств и принятии решений со стороны государственных учреждений.

Помимо общих прав, которые гарантируются всем детям, включая особые категории несовершеннолетних и лицам в возрасте от 18 до 23 лет, дети, лишенные родительской опеки, имеют права на следующие гарантии и возможности:

  • Финансовое содержание и материальное обеспечение.
  • Правильное воспитание.
  • Полноценное образование.
  • Всестороннее развитие.
  • Уважение со стороны общества и государственных учреждений.
  • Защита прав и интересов со стороны государственных органов.
  • Получение полагающихся социальных пенсий, алиментов, пособий и других социальных выплат.
  • Сохранение прав собственности или пользования на жилье.
  • Получение жилой площади со стороны государственных учреждений в соответствии с законодательной базой. 

Таким образом, дети, которые по каким-либо причинам были лишены родительской опеки, имеют законное право на защиту и обеспечение соблюдения прав со стороны социального общества, непосредственного окружения и государственных учреждений.

Органы опеки и попечительства

Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки.

Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой.

Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями:

  • В процессе судебного разбирательства;
  • Впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства.

Государственные органы по обеспечению опеки и попечительства на законной и правовой основе имеют следующие полномочия и обязанности:

  • Выявление и учет детей, которые были лишены родительского внимания.
  • Обращение с исковыми заявлениями для установления опеки и попечительства.
  • Надзор и контроль над обеспечением всех прав и возможностей подопечных.
  • Контроль над совершением сделок с имуществом, а также управлением несовершеннолетних.
  • Представление законных интересов и обеспечение прав подопечных.
  • Проверка условий жизни, надлежащего воспитания и ухода за несовершеннолетними.
  • Надзор за деятельностью опекунов и государственных организаций в отношении несовершеннолетних.

Таким образом, государство полностью гарантирует соблюдение всех прав детей, которые были лишены родительской опеки по причинам добровольного устранения родителей или из-за сложных жизненных обстоятельств.

Как можно ли наказать женщину если она оставляет детей на всю ночь ,при том что один больной. И подбивает чужую семью . А она уже состоит на учете у соц службы. Соц службы должны на это реагировать?

Лилиана16.01.2019 00:18

Добрый день!Обратитесь в полицию. Положение ст. 5.35 КоАП РФ гласит:»Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних —

Обратите внимание

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей». 

Читайте также:  Апелляционная жалоба на определение арбитражного суда: образец оформления и порядок подачи

Сайботалов Вадим Владимирович08.02.2019 14:34

Задать дополнительный вопрос

Вы вправе обратиться в дежурную часть ближайшего отдела полиции с письменным заявлением или устным сообщением по телефону. Ваше заявление или сообщение обязаны принять, зарегистрировать и рассмотреть в установленные законом сроки, после чего вынести законное и обоснованное решение.

Федорова Любовь Петровна09.02.2019 10:25

Задать дополнительный вопрос

Каким образом защищают права детей оставшихся без попечения родителей ? И как можно нарушить права детей оставшихся под опекой ?

Василий20.10.2018 15:42

Добрый день! Защита прав детей оставшихся без попечения родителей осуществляется органами опеки. Государственная опека и попечительство устанавливаются над детьми, которые были лишены родительской опеки.

Подобные органы берут на себя обязанности по обеспечению всех неимущественных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних лиц, которые не могут самостоятельно защищать и реализовать собственные права, обслуживать себя и финансово обеспечивать. Права и обязанности данных учреждений предусматриваются действующей законодательной базой.

Установление опеки и попечительства над лицами без родительской опеки происходит по месту жительства лица, которое нуждается в опеке, а также осуществляется двумя путями: в процессе судебного разбирательства; впоследствии разбирательства органов опеки и попечительства. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на образование.

Это одна из основных гарантий, предоставляемых государством. При этом получить среднее образование можно совершенно бесплатно. Для детей, живущих без опеки родителей, любые медицинские услуги и препараты бесплатны. Операции проводятся за счет государства.

Также они могут посещать спортивно-оздоровительные лагеря или санаторно-курортные заведения, если к этому есть соответствующие показания.Все граждане нашей страны имеют право на жилье. Квартира или дом, условия в которых соответствуют установленным нормам, должны быть у каждого. Жилищные права детей-сирот строго регламентированы законом.

 Помимо сохранения или предоставления недвижимости представители рассматриваемой категории лиц нуждаются в защите своих законных интересов, связанных с иными вещами. При на рушении прав сирот следует ответственность.Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию — Промокод – «МИП».

Мальцева Лариса Степановна20.10.2018 20:04

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Колпакова Галина Юрьевна21.10.2018 10:10

Задать дополнительный вопрос

Важно

меня пытаются увести насильно домой ,хочу остаться здесь ,я на больничном. в школу меня отправят в понедельник.мне 16 лет я под опекой.что делать? ехать не хочу

Екатерина20.09.2018 15:28

Добрый день! Согласно ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Поэтому Вы обязаны вернуться домой.

Карпов Михаил Викторович21.09.2018 17:29

Задать дополнительный вопрос

Согласен с коллегой,ознакомьтесь с данной статьей.

Андриянов Максим Николаевич21.09.2018 07:15

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/zashita-prav-interesov-detei-bez-popecheniya.html

Статья 121. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

1.

Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.

2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 121 СК РФ

1. Судьба детей, лишенных внимания семьи, небезразлична государству. Это отражается в международных правовых актах и национальном законодательстве.

Статьей 20 Конвенции о правах ребенка установлено, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

В России ежегодно готовятся государственные доклады о положении детей в стране

2. В СК РФ впервые в истории отечественного законодательства введен раздел VI о формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, который открывается гл. 18, специально посвященной выявлению и учету таких детей.

Совет

Перечень случаев, когда ребенок считается оставшимся без попечения родителей, дается в п. 1 комментируемой статьи. Он не является исчерпывающим. Более того, в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Этим Законом даны легальные определения таких понятий, как:

1) дети-сироты — это лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей, — это лица до 18 лет, оказавшиеся в ситуациях, перечень которых дан в ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот;

3) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, — это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в возрасте до 18 лет умерли один или оба родителя либо они остались без их попечения.

Для указанных лиц вышеназванным Законом был введен ряд социальных гарантий, в первую очередь в жилищной сфере; им также гарантировалось сохранение права собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям, и права на земельные доли, полученные их родителями в ходе приватизации и реорганизации юридических лиц агропромышленного комплекса.

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ п. 1 комментируемой статьи был дополнен упоминанием о еще одном факте, порождающем правовое состояние «ребенок, оставшийся без попечения родителей», — создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления

3. Отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК РФ);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот).

Обратите внимание

С момента, когда ребенок приобрел статус оставшегося без попечения родителей, например с момента внесения сведений о ребенке в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей

4. По мнению законодателя, в перечисленных случаях ребенок не должен оставаться без охраны. Эту задачу берет на себя государство в лице специализированных органов — органов опеки и попечительства, функции которых возложены на органы исполнительной власти субъекта Федерации (п. 2 комментируемой статьи).

В ч. 1 ст. 6 Закона об опеке также упоминается о том, что органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

В то же время Федеральным законом от 18 июля 2009 г.

N 178-ФЗ указанная норма была дополнена правилом о том, что органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территории которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

В настоящее время в силу ч. 4 ст. 3 Закона об опеке структура исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Так, например, постановлением губернатора Московской области от 17 декабря 2008 г.

N 174-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области, осуществляющих деятельность по опеке и попечительству в Московской области» установлено, что Министерство образования Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным в установленном порядке статусом органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, а Министерство социальной защиты населения Московской области наделено аналогичными функциями в отношении совершеннолетних. Постановлениями губернатора Иркутской области «О временных системе и структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации), временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Иркутской области (нового субъекта Российской Федерации)» и правительства Иркутской области от 1 октября 2008 г. N 2-пп было учреждено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Иногда в целях защиты интересов несовершеннолетних организуются отделы семьи и детства.

В какой бы форме и под каким бы наименованием ни существовали такие организации, их задача — устройство детей, оставшихся без родительского попечения. Эта миссия возложена лишь на органы опеки и попечительства.

Деятельность любых других лиц (юридических или физических) в данной области напрямую запрещена законом (п. 1 комментируемой статьи).

Источник: http://stSKRF.ru/121

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей в 2019 году в РФ

Сиротство – крайне актуальная проблема современного российского социума. С каждым годом количество сирот в нашей стране увеличивается, потому что социальные вопросы не решаются. Еще один важный вопрос касается соблюдения прав детей, лишенных родительской опеки – очень часто воспитанники в приемных семьях не счастливы. Какие возможности имеют сироты?

Читайте также:  Как получить земельный участок инвалиду 2, 1 или 3 группы

Законодательные нормы

Права детей-сирот в РФ разъясняются нормами статьи 148 СК РФ. Обездоленные особы очень часто предоставлены сами себе и не защищены.

Законодательное закрепление прав является способом защиты несовершеннолетних и обеспечением их безопасности.

Основные юридические гарантии для детей, которые потеряли своих родителей по причине смерти либо из-за асоциального поведения матери, отца, можно поделить на такие группы:

Права ребенка как особы необходимо разъяснить более детально. Основные возможности сирот и подопечных регламентированы нормами ст.148 СК РФ. Одна из наиболее важных гарантий – уважение собственного достоинства сироты.

Важно

Даже если ребенок еще маленький и не достиг еще какого-то социального статуса в обществе, нельзя его притеснять или обижать, а также организовывать воспитательный процесс в жесткой форме.

Кроме этого, к основным субъектным правам малолетнего можно отнести:

  • Противодействие преступному поведению опекунов. Репортажи новостных телеканалов пестрят сообщениями о насилии в чужих семьях. Дети очень часто тяжело работают на огородах, их плохо кормят.
  • Получать воспитание и жизненные уроки в семье опекуна, проживать с ним. По сути, такая возможность является реализацией права особы на жизнь вместе с родителями (ст. 54 СК РФ). Сирота обеспечивается гарантированным жильем до 16 лет, а в последующие 2 года (до достижения совершеннолетия) место жительства лишенного родительской опеки согласовывается сторонами. Человек может остаться и дальше вместе с приемной семьей.
  • Возможность общаться с биологическими родственниками. Никто не может ограничить свободу общения с мамой, папой и другими близкими, особенно в подростковый период. Каждый человек должен знать свою родословную и имеет право лично решать с кем поддерживать отношения после выхода из приемной семьи.
  • Выражать собственное мнение в вопросах, которые касаются личности ребенка и любых моментах быта, развития (нормы ст.57 СК РФ).
  • Обеспеченность основными условиями для проживания, воспитания и формирования навыков.

Прокуратура и органы по опекунству обязаны следить за материальной обеспеченностью, думать про формирование финансовой основы его жизни после совершеннолетия. Нормы ст.148 СК РФ гарантируют реализацию и соблюдение основных имущественных прав сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в плане сохранности жилья включает систему норм:

  • Наложение моратория на продажу жилища, в котором был ребенок. Даже если неблагополучные родители захотят реализовать недвижимость, органы опеки и попечительства не разрешат совершить это преступление. Персональное право пользования помещением остается у сироты.
  • Сохранение имущества в состоянии, пригодном для проживания. Попечительские органы отвечают за  наличие жилья. В целях сбережения  дом (квартира) часто сдается в аренду по договору.
  • Право стать на квартирный учет и получить социальное жилье после выхода из приемной семьи. Если у сироты собственного угла не было вообще, то обязанность государственных органов заключается в предоставлении особе из числа лишенных родительской опеки комнаты вне очереди. Безусловно, ребенок еще во время проживания в ПС принимается во внеочередной список на получение квартиры, но полноценная реализация жилищного права возможна не всегда. Чтобы молодой человек не жил на улице, территориальное сообщество предоставляет комнату в общежитии или малосемейке в качестве социального жилья.
  • Особа может иметь право на алименты либо пенсию по потере кормильца. В чем разница между этими выплатами? Помощь на ребенка платится живыми родителями из их дохода (25% от чистого заработка), а социальная выплата – от государства (в случае, если по крайней мере одного из старших родных уже нет в живых). Существует условие назначения пенсии. Заявители должны предоставить информацию о трудовом стаже покойного. Минимально необходимое количество отработанных лет для оформления содержания от государства зависит от возраста, в котором человек умер.

Нематериальные права

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, также заключается в получении иных преимуществ. Предоставляемые государством возможности не выражаются в денежном или ином осязаемом понимании, но они не менее важны, чем описанные выше. Согласно нормам СК РФ, статусные дети наравне с другими могут:

  • Получать бесплатное образование в средних, профессионально-технических и высших учебных заведениях. Студенты ПТУ и ВУЗов имеют достаточное для жизни, приобретения одежды, литературы, а также для формирования накоплений материальное обеспечение из федерального бюджета (нормы из ФЗ №159).
  • Пользоваться возможностью бесплатного медицинского обслуживания. В структуру этого права входит гарантия срочной госпитализации при необходимости, обязанность опекунов дважды в год приводить детей на плановый осмотр, а также реальное оздоровление в детских спортивных лагерях каждое лето.
  • Иметь льготы при трудоустройстве. Сироты после окончания учебного заведения получают выходное пособие в размере двух прожиточных минимумов. Если выпускник не находит работу, он становится клиентом центра занятости и оформляет выплату по безработице на 6 месяцев. Кроме этого, особа осваивает порядок составления резюме, ищет варианты трудоустройства. В случае ликвидации  (реорганизации) предприятия особа из числа сирот может воспользоваться право пройти бесплатное переобучение.

Полномочия специальных органов по защите прав и интересов

Реальная гарантия соблюдения равных стартовых условий в жизни для сирот и лиц, которые воспитывались в обычной семье, невозможна без реализации системной государственной политики.  Задача  органов состоит в соблюдении баланса прав между сиротами и лицами, которые воспитывались в семьях. Согласно нормам ст.121 СК РФ, их функции следующие:

  • защита прав статусных лиц;
  • выявление попавших в сложные жизненные обстоятельства;
  • поддержка постоянного контакта с руководителями органов самоорганизации населения, педагогическими коллективами и другими группами людей, которые могут владеть информацией о неблагополучных семьях;
  • устройство в различные формы воспитания, которые функционируют в РФ;
  • проверка соблюдения всех прав и обеспечения жилищных условий сирот;
  • подготовка проекта и отправка обращения в прокуратуру.

Пункты  ст.123 СК РФ предусматривают, что муниципальные органы  устраивают  детей как в семейные виды (ПС, удочерение, опекунство), так и в образовательные учреждения (интернаты).

Безусловно, сегодня в приоритете усыновление, потому что у детей есть возможность обрести новых родителей, которые покажут достойный жизненный пример.  Другие семейные образования также развиваются.

Службы по делам несовершеннолетних стараются ограничить устройство малолетних в интернаты, потому что несовершеннолетние должны оставаться в семьях. Прокуратура также занимается мероприятиями по охране прав несовершеннолетних детей. Основные задачи органа таковы:

  • представительство интересов в суде;
  • судебное решение вопроса о лишении родительских прав по отношению к их неполнолетним детям;
  • проверка соблюдения законов на территории государства.

Российское законодательство

Созданная в нашем государстве система нормативно-правовых актов позволяет реально защитить права сирот. В список главных законов и норм для статусных детей входят:

  • Конституция РФ (ст.7);
  • СК РФ (ст. 54, 56, 60, 121 — 123, 148, главы 19 — 22, 13);
  • ГК РФ (статьи 36 и 37);
  • ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях»;
  • ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • Приказ Минобразования РФ от 16 февраля 1993г «О порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)»;
  • Гражданский процессуальный кодекс РФ (ст. 45).

Права детей-сирот в РФ защищены должным образом. Основная общественная функция органов власти состоит в минимизации негативного влияния окружающей асоциальной среды на развитие ребенка. Органы опеки и попечительства успешно справляются с этим заданием.

Конечно, уровень выполнения законов не всегда соответствует ожиданиям, потому что организовать контроль в сельской местности сложно из-за значительной удаленности некоторых населенных пунктов от районных центров, но в целом ситуация с защитой сиротских прав в стране контролируема.

Источник: https://FamAdviser.ru/polnomochija/juvenalnaja/zashhita-prav-i-interesov-detej-ostavshihsja-bez-popechenija-roditelej.html

Особенности защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита интересов детей-сирот или оставшихся без попечения родителей – долг государства. Оно устанавливает льготы и компенсации, положенные детям, не имеющих никакой поддержки со стороны родителей. Государство оплачивает расходы на проживание, образование и воспитание детей, лишившихся матери и отца.

Чтобы эффективно отстаивать свои законные интересы, получать помощь в полном объеме, нужно знать о такой возможности. Несмотря на то, что Конституция гарантирует получение всех льгот их получателями, на деле все происходит не так, и права сирот часто ущемляются.

Кто входит в категорию детей, оставшихся без попечения родителей?

К детям, которым требуется поддержка и помощь из-за отсутствия родителей, относятся:

  • дети-сироты, у которых погибли отец и мать, в том числе в возрасте от 18 до 23 лет, если они проходят профессиональное обучение;
  • социальные сироты, от которых отказались мать и отец, оба родителя лишены дееспособности и прав на ребенка, находятся в тюрьме, на принудительном лечении, длительно отсутствуют.

Присвоить такой статус ребенку способен только суд, а инициаторами выступают:

  • государственные органы опеки;
  • родственники, соседи, близкие люди;
  • воспитатели, учителя;
  • сам несовершеннолетний в возрасте старше 14 лет.

Государственные органы выбывают по месту проживания ребенка и изучают условия его жизни, а также представленные материалы. Если есть основания предполагать, что нарушаются законные права детей, то их изымают и помещают под временную, а затем постоянную опеку государства.

В этом случае государство берет на себя ответственность за полное обеспечение, воспитание и обучение этих детей. Они остаются в таком статусе до 18 лет. На время получения образования в ВУЗе или колледже (позднее — и при устройстве на работу) за ними закрепляются некоторые льготы.

Дети-сироты считаются слабо защищенной категорией населения, им нужна особая поддержка и помощь со стороны муниципальных органов. Защитой и контролем за выполнением требований закона об удовлетворительных условиях проживания, обучения и обеспечения всем необходимым занимаются органы опеки. Они оформляют детей в приемную семью или под опекунство и следят, чтобы их права не нарушались.

Формы устройства детей

  • Усыновление (удочерение). Ребенок приобретает законный статус — он получает все права кровного сына или дочери, но у него отбираются все льготы, положенные сироте. Малышу дается отчество и фамилия вновь обретенных отца или матери.
  • Помещение в приемную семью путем заключения контракта с государством. Ребенок сохраняет все льготы, положенные сиротам, в том числе и на жилище. Тем, кто берет ребенка в приемную семью, полагается заработная плата. Государство выплачивает средства на питание, обеспечение ребенка всем необходимым, у них есть льготы на получение путевок в санатории, детские лагеря и дома отдыха. Обычно в приемную семью отдают кровных братьев и сестер, которых нельзя разлучать.
  • Назначение опекуна. Опека применяется для детей младше 14 лет, с 14 до 18 лет используется институт попечительства. Опеку чаще всего оформляют кровные родственники несовершеннолетнего. Опеку или попечение может оформить и постороннее лицо — как правило, это делается с целью дальнейшего усыновления. За ребенком закрепляются практически все права и обязанности, связанные со всеми сферами жизни, как при усыновлении.
  • Семейный детский дом. Такая форма устройства предполагает, что муж и жена берут под свою ответственность на воспитание 5-10 детишек.
  • Специальные учреждения. В эту категорию входят детский дом, интернат, приют, социально-реабилитационный центр. Дальнейшая судьба детей решается в отдельном порядке.
Читайте также:  Как в табеле отметить больничный — узнайте у нас!

Защита прав и интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей

За защитой интересов детей-сирот следует обращаться в суд через органы опеки или к уполномоченному по правам ребенка по региону проживания (рекомендуем прочитать: материалы деятельности уполномоченного по правам ребенка ). Права сирот, которые защищаются государством:

  • личные права, касающиеся достоинства и свободы выражения собственного мнения относительно своего дальнейшего устройства;
  • на получение воспитания и образования;
  • на врачебную помощь в полном объеме;
  • гарантия трудового устройства;
  • материальное обеспечение;
  • право на жилье;
  • получение льгот, устанавливаемых в регионах.

Для того чтобы воспользоваться всеми льготами и компенсациями, необходимо знать, что положено детям-сиротам, и отстаивать свои права в уполномоченных органах.

Если стало известно, что официальные представители пренебрегают обязанностями по обеспечению защиты прав несовершеннолетнего, ребенка изымают и помещают под опеку государства.

В период прохождения сиротой службы в армии или отбывания наказания в местах заключения за ним полностью сохраняются все положенные льготы и компенсации.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: материал по защите прав ребенка в РФ

Если выявлены факты нарушения прав и интересов ребенка, следует обратиться за их восстановлением. При этом сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полагается безвозмездная помощь юриста в уголовном и гражданском судопроизводстве

Личные права детей

  • уважение своего человеческого достоинства;
  • защита от неправомерного использования официальным представителем своих прав;
  • проживание совместно с опекунами до достижения 16 лет, дети старшего возраста могут жить отдельно по разрешению органов опеки;
  • дети имеют право общаться со своими биологическими отцом, матерью и другими близкими родственниками;
  • ребенок может свободно высказывать собственное мнение относительно дальнейшей жизни, выступать на эту тему в суде;
  • ребенка полностью обеспечивает государство — платит за проживание, образование и все необходимые вещи (например, одежду или учебные принадлежности);
  • получать льготы, пенсии, алименты и другие выплаты, положенные по закону.

Образование и трудовая деятельность

Государство или опекуны (попечители) обязаны гарантировать ребенку, потерявшему родителей, получение образования на всех ступенях. Он должен не только закончить школу, но вправе пройти бесплатное профессиональное обучение (среднее специальное или высшее), чтобы приобрести рабочую специальность.

Согласно закону №159-ФЗ, дети-сироты имеют право получать образование в начальной и средней школе, а также в высших учебных заведениях. Дополнительно полагается:

  • бесплатная подготовка к поступлению в ВУЗ или колледж, училище;
  • при существовании квот на бесплатные места в ВУЗе они закрепляются за выпускниками детского дома вне очереди и по минимальному проходному баллу;
  • бесплатное получение второго среднего профессионального образования;
  • при оформлении академического отпуска по медицинским показаниям стипендия сохраняется в полном объеме;
  • если сирота ездит на учебу в другой населенный пункт, то он может раз в год возмещать расходы на транспорт (кроме такси);
  • сироты-выпускники получают разовое пособие, предметы одежды и нужные предметы для учебы либо денежную компенсацию.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, оформляются в высшие образовательные учреждения на бюджетной основе. Им предоставляется бесплатное питание, комната в общежитии, компенсация за проезд в общественном транспорте, пособие на покупку нужных для обучения вещей, одежды и обуви. Во время прохождения производственной практики сироты получают заработную плату в полном объеме.

Когда дети устраиваются на работу, у них также есть следующие льготы:

  • когда ребенок впервые встает на учет как безработный, то в первые полгода он может получать пособие по безработице в размере средней зарплаты по региону;
  • если дети работали в учреждении, которое подверглось процедуре ликвидации, то наниматель обязан оплатить новое профильное обучение с обязательным устройством на новое место работы;
  • работника нельзя сократить по инициативе организации.

Медицинское обслуживание

Льготы по медицинскому обслуживанию, полагающиеся детям-сиротам:

  • обеспечение бесплатной врачебной помощью (амбулаторное, стационарное лечение и операции);
  • по необходимости возможно бесплатное лечение за границей;
  • профилактические регулярные врачебные осмотры;
  • бесплатное оздоровление в профилакториях, пансионатах и санаториях;
  • путевки в спортивно-оздоровительные лагеря;
  • следование до места получения медицинской помощи, лагеря и обратно осуществляется бесплатно.

Жилье

Дети-сироты, независимо от формы устройства, вправе получить без очереди собственное жилье после достижения совершеннолетия. Это может быть благоустроенный дом или квартира. Имущество оформляют по социальному найму сроком на 5 лет. Затем договор продлевается, либо жилье переходит в собственность.

Выпустившись из детского дома, дети могут вернуться туда, где проживали до приобретения статуса сироты, независимо от того, была это прописка или право собственности. Государство следит за сохранностью жилья, сделки с ним запрещены. Помещение социального найма может быть в дальнейшем приватизировано сиротой.

Лица, имеющие право на жилье, оставшееся от родителей, сохраняют его до наступления совершеннолетия. Они могут наследовать недвижимость родственников, в том числе нежилую (земельные участки) либо получать их в дар.

Образцы документов о защите жилищных прав:

Другие виды поддержки

Способы поддержки детей, которые потеряли родителей, устанавливаются и на региональном уровне. Это могут быть ежемесячные или единовременные пособия, программы субсидирования жилья, проезд в общественном транспорте, добавочная стипендия или пособие.

Когда ребенка передают на воспитание в семью, то усыновителям полагается разовая выплата на покупку всего необходимого для ребенка. Тем, кто берет ребенка-инвалида или сразу несколько братьев и сестер, также полагается большая выплата. Кроме того, государство каждый месяц оплачивает расходы на ребенка.

Источник: https://SemPravorf.ru/deti/zashchita-prav-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej.html

Права детей сирот: защита прав детей оставшихся без попечения родителей

Проблема юридического обеспечения прав детей оставшихся без попечения родителей возникла не сегодня.

Она относится к категории «вечных вопросов», которые всегда будут возникать перед обществом в обозримом будущем.

Ребенок может остаться сиротой при самых разных обстоятельствах: вследствие преждевременной смерти родителей, наличия у родителей тяжелых заболеваний и невозможности исполнения ими родительских обязанностей в необходимом объеме, лишения взрослых родительских прав, а также в результате каких-то иных причин.

Защита прав детей сирот организована в России в большом объеме. Права сирот зафиксированы в Конституции Российской Федерации, прописаны в семейном, гражданском и жилищном кодексах, они определяются федеральными законами и отражены во многих указах президента.

Ниже мы рассмотрим права детей сирот и способы их обеспечения.

Права детей сирот в РФ

Российским законодательством определены две категории лиц, не достигших к моменту лишения родителей совершеннолетия, которым требуется государственная помощь:

  • Первая категория – это несовершеннолетние, ставшие сиротами из-за кончины их родителей (или одного единственного родителя).
  • Вторая категория – это несовершеннолетние, оказавшиеся без надлежащего попечения. Это бывает следствием ущемления родителей в правах, либо их недееспособности (например, родители не в состоянии полноценно выполнять свои обязанности по причине болезни), либо отбывания наказания в местах заключения.

Конкретные примеры уклонения взрослых от исполнения своих обязанностей широко известны и являются предметом общественной дискуссии.

Пьянство, наркомания, асоциальный образ жизни отца и матери, отказ родителей забирать детей из роддома или из медицинского учреждения – все это может стать причиной сиротства.

Во всех этих обстоятельствах защиту потерпевшего берет на себя госаппарат. К основным инструментам обеспечения данной социальной ответственности относятся органы социальной защиты, опеки и попечительства, спец уполномоченные по правам детей и комиссии по решению проблем несовершеннолетних.

Весь комплекс действий, проводимых этими инстанциями, гарантирует защиту прав опекаемого.

Примерный перечень действий осуществляемых органами опеки и попечительства:

  1. Сбор статистических данных о несовершеннолетних, по какой-то причине оказавшихся без попечения.
  2. Выбор формата решения проблем опекаемых, с учетом всех привходящих обстоятельств.
  3. Выявление лиц, готовых принять на себя обязанности по дальнейшему обеспечению и воспитанию несовершеннолетних сирот.
  4. Осуществление надзора над условиями воспитания, получением образования и достаточного материального обеспечения детей, оказавшихся без присмотра родителей.
  5. Профилактика ненадлежащего обращения с детьми и подростками.
  6. Подача документов на усыновление в суд.
  7. Защита прав несовершеннолетних, оказавшихся без присмотра родителей, предусмотренными законом способами.
  8. Назначение конкретных сумм денежного содержания по результатам рассмотрения конкретных обстоятельств сироты.
  9. Осуществление патронажного контроля над условиями жизни подопечного в приемных семьях.
  10. Участие в судебных заседаниях соответствующего характера.
  11. Разрешают или нет отдельное проживание подопечного.

После выяснения всех обстоятельств сиротства, к пострадавшему, как правило, назначается опекун. И дальнейшая защита прав детей без попечения родителей перекладывается на его плечи.

Опекуном может оказаться любой совершеннолетний человек, не лишавшийся ранее родительских прав, не лишенный прежде прав попечителя, с нормальным здоровьем и с наличием постоянного жилья достаточной площади, удовлетворяющего всем положенным санитарным нормам.

Главное, неотъемлемое право каждого ребенка – воспитываться в семье.

И, хотя существует множество форм обустройства несовершеннолетних сирот, первое, что предпринимает государство в случае потери родителей – пытается найти для них другую семью.

Совет

Если это не удается, то в качестве места пребывания сироты выбирается учреждение исповедующее принцип семейности.

Нужно знать, что лишение кого-либо родительских прав вовсе не означает снятие обязательств по материальному обеспечению несовершеннолетнего гражданина. В любом случае он должен выплачивать алименты в определяемом законодательством размере.

Как защитить права сирот

Конкретная процедура обеспечения прав детей сирот сводится к обращению в суд либо самого ребенка, которому нужна помощь, либо его опекунов или дальних родственников. Соответствующее дело возбуждается при содействии прокурора.

Защита в суде прав детей оставшихся без попечения родителей проводится на безвозмездной основе, никаких платежей истцом не вносится. Это гарантируется федеральным законом о бесплатном юридическом обеспечении определенных категорий граждан.

Лица, которым еще не исполнилось 14 лет, участвуют в процессе не самостоятельно, а через своих взрослых представителей.

Основания для обращения в судебную инстанцию

В качестве основания для обращения в судебную инстанцию может быть одно из следующих обстоятельств:

  1. Получение алиментов на содержание приемного ребенка (право на содержание).
  2. Отстаивание прав на жилье, причитающееся несовершеннолетнему. До достижения 14 лет передача жилья в собственность опекаемого может состояться лишь по просьбе опекунов или же приемных родителей. По достижении этого возраста он обладает правом требовать жилье самостоятельно.
  3. Отстаивание прав на прочее имущество опекаемого. Это может быть имущество, подаренное ребенку, приобретенное им за собственные деньги или какие-либо доходы.

Права ребенка оставшегося без попечения родителей и, как частный случай, права детей сирот на получение жилья следует отстаивать лишь после того, как будут четко сформулированы цели искового заявления.

Можно и не прибегать к суду, если достигнуто обоюдное согласие, например, по поводу уплаты алиментов.

Заключение

Права детей сирот вообще и права детей сирот на жилье защищены государством в полном объеме. Поэтому пасовать перед трудными обстоятельствами не стоит.

Своевременное обращение в суд поможет взыскать алименты, добиться получения жилья или возвращения материальных ценностей.

Источник: https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/prava-detej/zashhita-detej-sirot.html

Ссылка на основную публикацию