Федеральный закон № 44-фз для чайников: суть госзакупок, кратко о ключевых положениях

44-й Федеральный закон простым и понятным языком со всеми изменениями — Юридический справочник бизнеса

Рассматриваемым законом о госзакупках регламентируется порядок и условия оформления сделок, связанных с приобретением товарных продуктов, выполнением работ и оказанием услуг, в которых одной из сторон-участниц выступает организация с госучастием в капитале.

Поскольку на изучение всех нюансов следует потратить достаточно много времени, что не всегда является целесообразным, рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием данного нормативно-правового акта и его основными положениями. Ниже доступен текст закона для скачивания.

Госзакупки сквозь призму законодательства

Государственные закупки представляют собой конкурсную систему, которая направлена на регулирование контрактных отношений между поставщиками и госзаказчиками.

Главное отличие указанных нормативных актов:

  • в качестве заказчика 44-й Федеральный закон о госзакупках видит исключительно государственные организации, в то время как 223-й Закон может относить к ним, в том числе, предприятия с государственной долей в уставном капитале, а также отдельные бюджетные организации;
  • процедура закупок 44-м Федеральным законом регулируется полностью, а в 223-м Федеральном законе содержатся лишь отсылочные нормы к положению о госзакупках с учетом каждого конкретного случая (2-й, 3-й пункты 3-й статьи ФЗ №223);
  • о способах госзакупок в 44-м Федеральном законе говорится исчерпывающе, а в ФЗ №223 оставляется выбор за заказчиком.

Нас интересует 44-й Федеральный закон. Рассмотрим его подробней.

Сфера применения

44-й ФЗ является достаточно подробным и объемным. Это объясняется тем, что им регламентируются отношения в сфере закупок для государственных нужд, охватывая абсолютно все этапы осуществления процедуры закупки, начиная от стадии планирования, и заканчивая осуществлением контроля. Развернуто о сфере применения говорится в 1-й статье.

В соответствии с 3-м пунктом 1-й части 1-й статьи, в качестве заказчика при проведении сделок может выступать предприятие (муниципальное унитарное, государственное) или бюджетное учреждение.

При этом применение положений 44-го Федерального закона невозможно:

  • если оформлена сделка по получению услуг, предоставляемых международными финансовыми учреждениями, создание которых проходило в соответствии с международными договорами при участии России;
  • проведены закупки в целях обеспечения безопасности судей, потерпевших, свидетелей, прочих лиц, которые подлежат госзащите;
  • приобретены драгметаллы либо драгоценные камни в целях наполнения российского Госфонда, в том числе, субъектов РФ;
  • назначен (предоставлен) бесплатный адвокат гражданам;
  • закупки проводятся избирательными комиссиями в рамках выборов;
  • осуществляется подготовка к чемпионату мира ФИФА-2018 либо Кубка конфедераций.

Скачать 44-й Федеральный закон в последней редакции.

Краткое содержание

44-й Федеральный закон включает в себя 8 глав, охватывающих в общей сложности 114 статей. Условно содержание данного нормативного акта можно разделить на 2 части.

Часть 1 содержит 3 главы:

  • 1-я глава отводится для освещения общих положений и представляет собой вводную часть, предопределяющую сферу применения документа, принципы контрактной системы, задачи осуществления закупок и основные понятия. Кроме того, здесь освещаются особенности проведения закупок отдельными юрлицами, что по факту разграничивает сферу применения данного закона и 223-го Федерального закона.
  • 2-я глава посвящена теме планирования в сфере закупок. Законом устанавливается порядок формирования планов, графиков с последующим внесением в них изменений, в том числе оговаривается процедура ознакомления с рассматриваемыми документами заинтересованными лицами.
  • 3-я глава, посвященная осуществлению закупок, представляет собой основную часть закона, которая состоит из семи параграфов, регулирующих основополагающие моменты проведения закупок, порядок установления сторон сделки посредством организации конкурсов, аукционов, запрос предложений и котировок, использование закрытых способов установления поставщика и порядок осуществления закупок в случае, если поставщик является единственным, порядок применения действий в отношении контракта, в том числе, обеспечение его исполнения, внесения изменений и последующего расторжения.

Часть 2 представлена пятью главами, в которых отражаются контролирующие и надзорные процедуры, порядок оспаривания действий отдельных участников и особенности осуществления конкретных видов закупок.

Часть 2 содержит главы:

  • 4-я глава устанавливает порядок осуществления аудита и мониторинга в сфере закупок;
  • 5-я глава регулирует процедуру, связанную с обеспечением контроля в сфере закупок, в том числе порядок установления контроля и форм, в которых он выражается, процесс утверждения перечня контролирующих органов, правила, связанные с ведением реестров контрактов недобросовестных поставщиков и таковых заказчика;
  • 6-я глава посвящена процедуре обжалования действий участников закупок, включая порядок представления жалоб, а также ответственность при нарушении законодательства;
  • 7-я глава отражает особенности, характерные для осуществления определенных видов закупок;
  • 8-я глава содержит заключительные положения, в том числе переходные положения, охватывая период с 2014 по 2017 год, таковые о вступлении закона в силу, сведения об информационной системе по закупкам, ее разработке, формировании и внедрении.

Почему закон о госзакупках рекомендуется изучать с комментариями

Как уже указывалось выше, содержание 223-го и 44-го Федеральных законов во многом сходится. Именно поэтому крайне важно уметь разграничивать данные нормативные акты во время проведения закупок, обусловленных конкретными обстоятельствами.

Значительную помощь в этом вопросе сможет оказать самостоятельное изучение положений законов о госзакупках с комментариями, которые сегодня можно найти не только на бумажных носителях, но и на интернет-ресурсах.

В противном случае ознакомление лишь с кратким содержанием будет носить поверхностный характер, помогая сформировать общее представление по теме. Фактическое же применение требует скрупулезного изучения актов и обращения к помощи правовых экспертов и судебной практике.

Источник: http://bizjurist.com/dejatelnost/44-federalnyj-zakon.html

Что такое госзакупки и для чего они нужны? Подробная информация для новичков + обзор существующих видов торгов по 44-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют.

Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый.

Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и  все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Обратите внимание

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное.

Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем — участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой ссылке.

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ЕИС). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru.

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Важно

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.

ru) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете здесь. По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Читайте также:  Как взять землю в аренду с последующим выкупом у государства?

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров”.

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/chto-takoe-goszakupki.html

Закон о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ

Уважаемые коллеги!

С принятие федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд начинается новый этап развития системы государственного и муниципального заказа.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ, Закон № 44-ФЗ) вступит в силу с 1 января 2014 года

Законом урегулированы  необходимые этапы осуществляемого заказчиками закупочного процесса (в том числе прогнозирование, планирование, контроль за осуществлением закупок и т.д.).

Совет

Принятие нового Закона призвано решить комплекс проблем, имеющих место в российском государственном заказе.

В частности, Законом о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ предусматривается усовершенствовать правила централизации закупок, ведение дополнительных мер контроля за закупочным процессом (в том числе установление норм, предусматривающих осуществление ведомственного, общественного контроля, проведение обязательного общественного обсуждения отдельных закупок), установления антидемпинговых мер, банковского сопровождения заключаемых заказчиками контрактов, возможности одностороннего расторжения контракта и многое другое.

Применения норм Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ должно повысить качество поставляемой по госзаказу продукции и одновременно защитить интересы государства, бизнеса от действий недобросовестных поставщиков.

Законом о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ также устанавливаются принципиально новые подходы к субъектному составу, обязанному принять названный закон.

Если Закон о госзакупках № 94-ФЗ устанавливал требование о применении предусмотренные им процедур закупок только государственными и муниципальными заказчиками, а также бюджетными учреждениями, то теперь под действие госзакупочного законодательства подпадут и иные лица.

В частности, новый Закон о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ будут обязаны применять автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия при осуществлении капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, а также иные юридические лица (прим.: не являющиеся государственными или муниципальными предприятиями, учреждениями) при предоставлении таким лицам бюджетных инвестиций.

Отдельное место в Законе № 44-ФЗ занимают процедуры закупок бюджетных учреждений.

Закон о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ фактически вводит два режима закупок для таких организаций: один в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ, а другой в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бюджетные учреждения имеют право разработать и принять свое положение о закупке. В случае принятия такого документа бюджетное учреждение будет иметь возможность осуществлять закупки без применения Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ. Однако такая возможность распространяется только на закупки:

Обратите внимание

1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, а также субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

2) привлечения третьих лиц к исполнению контракта, по которому бюджетное учреждение выступает основным исполнителем;

3) за счет средств, полученных при осуществлении бюджетным учреждением иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Вступление в силу Закона о контрактной системе в сфере закупок № 44-ФЗ определенно повлечет за собой новые сложности и для заказчиков, осуществляющих закупки, и для поставщиков, в таких закупках участвующих.

Именно изучению  основных положений 44-ФЗ,  отличий его от 94-ФЗ, особенностей переходного  периода,  торговым процедурам ,  контролю  и другим сложным вопросам, связанных с практикой закупок,   посвящен семинар, который проходит 24-25 июня 2013 года в г. Пятигорске.

Семинар проводит:  Гуцелюк  Елена Федоровна  —  доцент, к.э.н., юрист, зам. руководителя Пилотного центра госзакупок Южного федерального университета (г.

Ростов-на-Дону), член  общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» (г. Москва).

Эксперт-консультант по закупкам специализированной организации Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие — XXI век», аккредитованный преподаватель электронной площадки «Сбербанк-АСТ», более 15 лет занимающаяся проблемами государственного и муниципального заказа.

По окончании обучения слушателям семинара выдается сертификат  Северо-Кавказского института повышения квалификации установленного образца.

В настоящее время  начинается  формирование групп для обучения председателей и  членов закупочных комиссий  на краткосрочных курсах повышения квалификации. Занятия начнутся 23 сентября и 30 сентября в г. Пятигорске на базе пансионата «Искра» и санатория имени М.Ю. Лермонтова.

Мы поможем в изучении новых требований к размещению закупок,

эффективной  подготовке ваших организаций

 к новым реалиям размещения закупок.

Ждем вас  на семинарах  и курсах  повышения квалификации

по данной проблематике.

Вам ответят на все организационные вопросы и примут заявку на обучение по телефонам:

Источник: http://www.znaniekmv.ru/about/news/44fz-1/

Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ — таблица

Мы подготовили для вас простую и наглядную таблицу с основными отличиями 44-ФЗ от 223-ФЗ. Информация будет полезна как участникам закупок, так и начинающим заказчикам.

Федеральный закон регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью регулирует проведение торговой процедуры.Нарушение требований 44-ФЗ влечет отмену закупки и штрафы для госзаказчика, а участнику грозит занесение организации в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).Положительным моментом для поставщиков является гарантия того, что в случае победы контракт будет заключен и полностью оплачен. Данный закон регулирует только общие принципы проведения закупок. Работая по 223-ФЗ Заказчики сами разрабатывают Положение о закупках для своей организации.В положении прописываются все требования к поставщикам и возможные способы определения победителя закупок. Поставщику, желающему участвовать в закупке по 223-ФЗ, необходимо ознакомиться с Положением о закупке у конкретного Заказчика.
  • Государственные и муниципальные органы;
  • «Росатом», «Роскосмос»;
  • Орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • Государственные и муниципальные казенные учреждения;
  • Бюджетные учреждения;
  • Унитарные предприятия, в случае если закупка проходит за счёт бюджетных средств, а не за счёт прибыли от своей деятельности, грантов и т.д.
  • Организации с долей участия государства более 50% и все их дочерние предприятия;
  • Компании, занимающиеся регулируемыми видами деятельности (водоснабжение, энергетика и т.д.);
  • Организации субъекты естественных монополий (РЖД, нефтяные компании, газовые компании и т.п.);
  • Бюджетные организации, проводящие закупку за счет внебюджетных средств (собственные средства, средства субподряда, полученные гранты и т.п.).
Юридические и физические лица, в том числе ИП. Юридические и физические лица, в том числе ИП.
Конкурентные способы*:

  • Конкурсы — открытые, с ограниченным участием, двухэтапные, закрытые, закрытые с ограниченным участием, закрытые двухэтапные.
  • Аукционы — электронные и закрытые.
  • Запросы котировок.
  • Запросы предложений.
  • Закрытые закупки в области государственного оборонного заказа.

Неконкуретные способы: закупка у единственного поставщика* с 01.01.2019 все конкурентные процедуры закупок становятся электронными.

Конкурентные способы:

  • Конкурс.
  • Аукцион.
  • Запрос котировок.
  • Запрос предложений.
  • Закрытые способы закупок.

Неконкуретные способы закупок: закупка у единственного поставщика.Иные способы закупок Заказчик может выбрать по своему усмотрению. Но они должны быть обязательно обоснованы и отражены в Положении о закупках.

9 площадок с бесплатной регистрацией и участием:

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан».
  2. АО «Единая электронная торговая площадка».
  3. АО «Российский аукционный дом».
  4. АО «Электронные торговые системы».
  5. АО «ТЭК-Торг».
  6. ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов».
  7. ООО «РТС-Тендер».
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
  9. ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
Закон не ограничивает заказчиков в выборе ЭТП.Площадки могут иметь платный и/или бесплатный доступ на своё усмотрение с различными условиями участия.В настоящее время функционирует около двухсот торговых площадок.
Все этапы проведения процедур закупок имеют установленные Федеральным законом сроки, которые обязаны соблюдать, как участники, так и заказчики. Законом предусмотрены сроки для проведения конкурентных процедур закупок.Сроки по закупкам у единственного поставщика устанавливаются Заказчиком самостоятельно в Положении о закупках. Участвуя в процедурах по 223-ФЗ нужно обязательно ознакомиться с Положением о закупках конкретного заказчика.
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают:

  • Отчеты об исполнении контрактов.
  • Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО.
  • Отчеты и обоснования закупок у Единственного поставщика.
На сайте zakupki.gov.ru заказчики размещают отчеты об общей стоимости:

  • Всех заключенных договоров.
  • Договоров с Единственным поставщиком.
  • Договоров на закупки содержащих государственную тайну.
  • Договоров с СМП и ССП.
Все случаи установления обеспечения контракта прописаны в Законе о контрактной системе и его подзаконных актах.Способ обеспечения контракта поставщик выбирает на свое усмотрение, это может быть банковская гарантия или внесение денежных средств на счет заказчика. Случаи необходимости внесения обеспечения контракта прописываются в Положении о закупках у каждого конкретного Заказчика.
Существенные условия контракта не могут быть изменены. Условия расторжения и внесения изменений контракта прописываются Заказчиком в документации о закупке и проекте контракта согласно 44-ФЗ. Возможности изменения условий контракта прописываются в Положении о закупках Заказчиков.Изменения существенных условий контракта согласуются с поставщиком.
Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС. Все жалобы публикуются на сайте zakupki.gov.ru в течение двух рабочих дней со дня ее принятия. На рассмотрение жалобы отводится пять рабочих дней. Жалобы на действия заказчика подаются также в территориальное отделение ФАС.Сроки подачи жалоб прописываются в Положении о закупках заказчика. Рассмотрение жалобы проходит также руководствуясь Положением и ГК РФ.

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/272-otlichiya-44-fz-ot-223-fz-tablitsa

Закон о закупках 44 ФЗ. Что стоит знать

Что стоит знать Законодательно было принято решение закрепить ряд правил, относящихся к проведению торгов, для осуществления обеспечения государственных и муниципальных нужд. Так, 44 федеральный закон о закупках стал регулятором при проведении данных мероприятий и позволил структурировать всю систему проведения торгов, а также сделать её более открытой.

Закон о закупках 44 ФЗ

Закон о торгах 44 ФЗ был разработан и принят в 2013 году, но вступил в законную силу только с начала 2014 года.

Чтобы обеспечить нормальную работу в торгах 44 федеральный закон РФ, должен был ввести дополнительные регуляторы, которые подкреплялись другими подзаконными актами.

Сфера действия принятого закона достаточно широка, он охватывает большое количество проводимых торгов, как на государственном  уровне, так и на муниципальном.

Федеральный закон 44 РФ обеспечивает службы и ведомства причастные ко всем уровням власти. Всего ФЗ 44 ФЗ о закупках внёс 4основных нововведения в систему проведения торгов.

Усложнённый порядок регулирования

Первое нововведение было основано на расширение законодательной базы и внесения ряда изменений в уже действующие нормативно правовые акты. Под основным законом 44 фз находится целая иерархия подзаконных актов на различных уровнях власти. Так, после его приятия все субъекты федерации получили право установки дополнительных перечней по:

  • товарам;
  • работам;
  • услугам.

Все запросы теперь можно было организовывать через электронные торги, где каждый из претендентов мог ознакомиться с полным перечнем условий, по которым они проводятся. 44 закон ФЗ РФ за время своего действия получил более 30 постановлений от  правительства, которые конкретизировали его положения по тем или иным возникающим спорным моментам.

Таким образом, правительство создало целую структуру законных документов, которые отвечали за эффективность действия закона, как на государственном, так и на региональном уровне.

Выбор поставщиков

44 закон РФ значительно расширил способы, по которым можно определять поставщиков, согласно ему теперь подрядчиков и поставщиков можно выбирать через:

  • закрытые конкурсы;
  • открытые конкурсы;
  • конкурсы с ограничением участников;
  • двухэтапные конкурсы;
  • электронные аукционы;
  • закрытые аукционы;
  • запросы по котировкам;
  • запросы с предложениями.

Закон фз 44 этими действиями значительно расширил специфику закупок по различным лотам. Что способствовало росту проводимых торгов среди многих субъектов.

Формы планирования

Закон рф 44 фз обязал, проводит планирования по всем закупкам. Это означает, что заказчик утверждает планы по закупкам и планы по графикам закупок. Се планы закупов утверждаются заказчиками сроком на 36 месяцев. В них содержится следующая информация по закупкам:

  • цели;
  • объемы;
  • сроки;
  • обоснования.

Каждый отчетный период должен формироваться план с графиков, а также перечни по закупкам товара или выполненных работ с их полным обоснованием. Все эти планы должны быть публичными.  Закон РФ ФЗ 44 впервые сделал подобную информацию публичной, где каждый желающий мог бы с ней ознакомиться через электронные отчётности.

Проведение оценки эффективности

44 ФЗ закон РФ также становил ряд правил, по которым проводится постоянная оценка эффективности исполнения законодательства в сфере проведения мероприятий по организации закупок и аукционов. Теперь, для осуществления оценки помимо контроля были введены новые методы таки как:

Аудит осуществляет счётная палата и контрольно-счётные органы в регионах страны и муниципальных образованиях. Мониторинг осуществляет министерство экономического развития. Помимо них, в структуры ответственные за мониторингом и аудитом включены и другие ведомства от антимонопольных до оборонных. Их перечень зависит от сферы, в которой проводятся торги и закупки.

При осуществлении действий, такие органы преследуют цель, направленную на выявление неэффективных инструментов в регулировании системы государственных закупок и выявление случаев незаконных действий в отношении участников торгов или заказчиков.

Последние изменения

ФЗ44 РФ с изменениями 2016 года был направлен на отработки вопросов касающихся планирования графиков закупок. У многих государственных органов такие действия вызывали множество споров и вопросов. Часто то или иное ведомство, в основном на муниципальном уровне, при организации торгов не имело навыков составлении графиков и подготовки отчетной документации.

Было принято решение по введению контрактной службы. В РФ закон 44 ФЗ позволил ввести новую должность – специалист в сфере закупок.

В каждом из ведомств, при необходимости должны быть сформированы специальные отделы, по закупкам позволяющие нанимать на службу таких специалистов, которые должны профессионально разбираться в организации и проведении торгов, а также ведение все отчётной документации по ним.

Важно

Второе изменение коснулось составления документов по объектам закупок. Ситуация была осложнена в связи с введение ограничения на импорт товаров. Заказчикам, теперь перед составлением документации по организации и проведению аукциона, необходимо ознакамливаться с реестром  работ товаров и услуг, на которые правительство ввело ограничения.

Последняя редакция 44 ФЗ коснулась определения и обоснование цен в составляемых контрактах. Перед объявлением заказчиком о начале аукциона ему нужно определить начальную стоимость. Теперь необходимо составлять сметы по всем выставляемым слотам на основе изучения средних цен по подобным лотам.

После принятия, закон ФЗ РФ 44 упростил проведение аукционов, введя электронную форму торгов. Теперь чтобы участники не нарушали сроки проведения, и порядок торгов были введены инструкции и схемы, которые четко координируют действия подрядчиков по каждому конкретному лоту.

Предыдущее законодательство в сфере закупок

Закон 44 ФЗ РФ начал действовать только с 2014 года. До этого времени эффективность закупок не была высока и многие не знали, какой закон был до ФЗ 44. До него был закон 94 ФЗ. 44 ФЗ 94 ФЗ имеют между собой ряд отличий. Они заключаются как в терминологии, общих понятий и определений, так и в его устройстве и сфере деятельности.

В первую очередь, различия как уже было сказано, относились к определениям и терминологии. Многие понятия были переформулированы, а некоторые и вовсе упразднены. Также  из-за множества доработок и расширения сферы действия закона, были введены и новые термины.

Второе различие относилась к типам проведения торгов. В старом законе говорилось всего о 5 способах проведение.

Сегодня таких способов стало в 2 раза больше, что позволило значительно увеличить число участников торгов.

Тип торгов определяется в зависимости от условий самого аукциона и предполагаемых его участников. Закон определят конкретные типы аукционов по каждому из видов необходимых закупок.

Самым главным отличием между законами, стало проведение самой процедуры торгов.

В старом законодательстве не было прописано множество условий, по которым проводились закупку, и требований на соответствие участников этих закупок.

Новое законодательство максимально расширило эти условия, что позволяет снизить рост числа злоупотреблений в этой сфере  и сделать торги в большей степени прозрачными и открытыми.

Теперь на основе этих значимых отличий можно понять какой закон был до 44 ФЗ и какой большой труд проделали министерства, и правительство, чтобы упорядочит такую большую и серьёзную систему в сере закупок.

Источник: http://KreditGarant.ru/zakon-o-zakupkah-44-fz/

44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников 2019

Для выполнения различных проектов, удовлетворения потребностей в товарах или услугах государственные или местные органы власти в 2019 году проводят так называемые госзакупки. Основные 2 нормативных документа, регулирующие эту сферу – это федеральные законы 44 и 223.

Принципиально они отличаются тем, что в первом случае закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором – организациями, которые принадлежат государству частично (но не менее чем на 50%). Другие отличия, этапы процедуры закупок подробно рассматриваются далее.

Фз 44 и 222: таблица отличий

При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице.

критерий сравнения ФЗ 44 ФЗ 223
сфера регулирования любые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП * только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки
заказчики бюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень) разные:

  • учреждения, принадлежащие государству наполовину и более;
  • компании, которые занимаются бизнесом с регулируемыми тарифами (например, поставка электроэнергии);
  • естественные монополии (крупные компании – РЖД, Роснефть, Газпром и др.);
  • государственные учреждения, которые приобретают нужные товары/услуги в том числе с использованием внебюджетных денег (за счет собственной коммерческой деятельности, получения грантов и т.п.)
поставщики любые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственности
виды торгов (процедур)** разные:

  • электронный аукцион;
  • конкурс с ограничением участия;
  • открытый конкурс;
  • запрос предложений;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • аукцион в закрытой форме;
  • запрос котировок;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.
торговые площадки перечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):

  1. Сбербанк-АСТ.
  2. Заказ РФ.
  3. ММВБ.
  4. Росэлторг.
  5. Российский аукционный дом.
  6. РТС-Тендер.
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрению
сроки подачи заявки аукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок;если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 дней заказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременно
виды отчетов заказчика только об исполнении самого договора, общей сумме закупок разные:

  • все подписанные договоры;
  • договоры с единственной компанией;
  • договоры по закупкам, которые связаны с гостайной.
обеспечение обязательств по договору*** государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значения обеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрению
изменение и расторжение договоров детально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменению стороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчика
подача жалобы на действия со стороны заказчика подаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих дней также подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством

* Реестр недобросовестных поставщиков

** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).

*** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.

Ранее мы приводили образец составления закупочного акта, рекомендуем вам ознакомиться с правилами его оформления, подробная информация находиться тут.

Видео комментарий по теме (отличия простыми словами):

Виды торгов

Как тот, так и другой федеральный закон предлагает одинаковые виды (способы) торгов для всех участников. И еще один вид предусмотрен только ФЗ 44 – это закупка у единственной компании (с обоснованием такого решения в специальном отчете). К единым видам торгов по обоим законам относятся:

  1. Аукцион – победитель определяется по простому принципу: кто предложит наименьшую цену, тому и достанется контракт. Однако бывают и редкие исключения, когда победитель определяется по наибольшей цене.
  2. Конкурс чаще всего используется для сложных объектов закупки. Победитель определяется по комплексу критериев, а не только по цене (во внимание принимаются квалификация участника, его опыт, деловая репутация и т.п.).
  3. Запрос котировок совмещает критерии аукциона и конкурса.
  4. Запрос предложений – участники сами выдвигаются собственные предложения, причем они видят и варианты конкурентов, в связи с чем могут корректировать свои варианты.

Среди описанных способов выделяют и другие разновидности – открытые и закрытые аукционы, запросы предложений/котировок в бумажном и электронном виде и др.

Что касается покупки у единственной компании, это особый случай, который допустимо применять только при наличии обстоятельств, четко прописанных в законе 44. Речь идет о естественных монополиях, проведение закупок по специальным Указам Президента, а также для специальных задач (мобилизационная подготовка) и в пределах небольшой суммы – до 100 тысяч рублей и многие другие

7 этапов проведения конкурса

Согласно 44 федеральному закону существует 7 этапов процедуры:

  1. Заказчик анализирует потребности и принимает решение о проведении закупок, об их общем объеме и форме. На этом этапе он организует работу комиссии и принимает соответствующее Положение.
  2. Далее происходит подготовка конкурсной документации. К ней относятся различные документы – это Положение, образцы всех форм документов, обоснование проекта, подробное техническое задание, сам проект и т.п.
  3. Публикуется извещение с точным указанием сроков подачи заявок, на которые и ориентируются участники процедуры. Извещение и сопутствующая документация в настоящий момент размещается в Единой информационной системе.
  4. Затем происходит регистрация заявок от всех заинтересованных лиц.
  5. Информация о заявках анализируется (вскрываются бумажные конверты или открываются электронные файлы).
  6. Заявки рассматриваются, после чего принимается решение о дальнейшем сотрудничестве с конкретной компанией.
  7. Называется победитель; далее с ним подписывается договор, после чего компания приступает к работе.

Таким образом, при использовании ФЗ 44 стороны четко руководствуются только его нормами, применение других регламентов не допускается. Что касается случаев, попадающих под действие ФЗ 223, стороны действуют не только по этому закону, но и согласно Положениям о закупках. Поэтому такие ситуации более гибкие с точки зрения регулирования (сроки, отчетность, электронные площадки и т.п.).

(2

Источник: https://2ann.ru/razlichiya-mezhdu-44-fz-i-223-fz/

44 закон о закупках краткое содержание

Участие в тендерах от госкомпаний давно перестало быть прерогативой лишь гигантов рынка или компаний, с которыми у заказчиков зачастую была предварительная договоренность.

Сегодняшнее законодательство одновременно и усложняет процедуру организации торгов (путем создания условий для конкуренции), и упрощает ее (делая процесс более прозрачным).

В этой статье мы расскажем о законе №44-ФЗ, регулирующем процедуру госзакупок.

История вопроса

В 2014 году вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который пришел на смену № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принятому в 2005 году). Разработка нового закона шла несколько лет и была продиктована множеством претензий к № 94-ФЗ (только за два последних года его существования в закон вносили около 30 поправок).

К маю 2012 года ФАС и Минэкономразвития удалось прийти к согласию и разработать проект закона, принятого в третьем чтении уже в марте 2013 года.

С 1 января 2014 года № 94-ФЗ окончательно утратил силу, а основные положения закона о контрактной системе в сфере закупок начали действовать.

Совет

Конечно, и в новый документ вносилась не одна поправка, но, в целом, и нормотворческие органы, и участники процесса закупок признают, что он гораздо более совершенен, чем №94-ФЗ.

Отличия нового нормативного акта от старого весьма существенны, и о них мы расскажем ниже.

Содержание 44-ФЗ: о контрактах и не только

Как следует из названия, этот нормативный документ регламентирует использование контрактной системы для проведения закупок для государственных и муниципальных нужд. Говоря проще — закон делает систему формирования и размещения госзаказа для торгов, а также его исполнения прозрачной и понятной для всех сторон-участников.

Приведем основные «вехи» документа:

  • Заказчиков обязали планировать закупки (предоставлять ежегодные планы-графики). При этом в созданной единой информационной системе размещаются планы закупок, данные об их реализации, реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков и т.д.
  • Установлены требования к товарам, услугам, работам. В том числе подлежат обязательному общественному обсуждению закупки на сумму более 1 000 000 000 рублей.
  • Регламентируются способы размещения заказа: электронные, закрытые аукционы, конкурсы, запросы котировок, закупки у единственного поставщика (при ограничениях).
  • В законе прописаны способы борьбы с демпингом (повышение обеспечения при понижении начальной цены на услуги более чем на 25%).
  • Введено банковское сопровождение контрактов.
  • Преимущество при выборе поставщика отдается учреждениям УИС, организациям людей с ограниченными возможностями здоровья, малому бизнесу и социально ориентированным некоммерческим организациям. Также приоритет закреплен за инновационной продукцией.
  • Установлены ограничения на закупку иностранных товаров и услуг.
  • Введен обязательный единый реестр банковских гарантий (как на обеспечение заявок, так и на обеспечение исполнения контракта). При этом электронные площадки обязаны вернуть участнику и полученное обеспечение, и доход с него.
  • Изменен порядок изменения и расторжения контрактов.
  • Введен общественный контроль над закупками.

Ниже мы чуть более подробно разберем некоторые из пунктов.

В целях исполнения…

Конечно, написать и принять закон — мало, важнее — принять меры, чтобы он мог правильно работать.

Для этого законодательные и исполнительные органы инициируют создание различных ресурсов (наличие которых предусмотрено законом) и подзаконных документов.

Все основные материалы, касающиеся проведения государственных закупок, в том числе список ЭТП, ссылки на нормативную документацию, планы закупок — можно найти на сайте www.zakupki.gov.ru .

Электронные площадки

На сегодняшний день пять ЭТП (электронных торговых площадок) являются официальными для проведения электронных торгов и аукционов для муниципальных или государственных нужд:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» ( www.sberbank-ast.ru)
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» (etp.roseltorg.ru )
  • ООО «РТС-тендер» (www.rts-tender.ru)
  • ЗАО «ММВБ-Инфомационые технологии» (www.etp-micex.ru)
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» (etp.zakazrf.ru)

Планы закупок

Как уже говорилось, теперь все заказчики обязаны составлять графики-планы закупок на ближайший год. На сайте госзакупок можно с помощью поисковой системы найти:

  • План закупок (введя наименование или номер реестровой записи плана, а также по наименованию или ИНН заказчика).
  • Планы-графики закупок по № 44-ФЗ.
  • Запросы цен работ, товаров и услуг по закону о контрактной системе в сфере закупок (по уникальному номеру, наименованию объекта закупки либо по наименованию или ИНН организации, поставившей запрос).
  • Правила нормирования в сфере закупок (по номеру или наименованию правила либо по наименованию/ИНН организации, его разместившей).

Реестры

В целях исполнения нормативного акта создан реестр недобросовестных поставщиков. Также с 01.08.2016 года заказчики получили право использовать реестр субъектов МСП для проверки соответствия участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса. В октябре 2016 года Минкомсвязи объявил о планах создания автоматического реестра добросовестных поставщиков.

В единый реестр вносятся данные о выданных поставщикам банковских гарантиях для обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта).

Основная задача всех перечисленных реестров — обеспечить защиту заказчика (он может сразу выяснить, не внесен ли поставщик в список недобросовестных, получить сведения о гарантии, изучить опыт участия заявителя в тендерах). Но и поставщик в выигрыше — он может мгновенно проверить подлинность банковской гарантии, выданной ему и узнать больше о потенциальном заказчике своих услуг/товаров/работ.

Просветительская деятельность

Обратите внимание

Официальный портал госзакупок в качестве одного из важнейших направлений своей работы декларирует обучение поставщиков (да и заказчиков тоже) правильному проведению процедуры конкурса/аукциона и подготовки к ней.

Здесь предложены руководства пользователя: как в текстовом, так и в видеоформате.

Текстовые материалы разнообразны: описание системы ЕИС, ее возможностей и функций, правила формирования и размещения планов закупок, руководство по общественному обсуждению, контролю, аудиту и т.п.

Видеоролики содержат обучающие материалы по пользованию системой ЕИС, в доступной форме демонстрируют пользователю как действовать на портале.

Проблемы и перспективы применения Закона о госзакупках

Любой закон всегда нуждается в «обкатке» и доработке. Минэкономразвития провел мониторинг эффективности ЕИС, выявил ряд проблем и недостатков. Они отражены в докладе о результатах мониторинга применения документа за I полугодие 2016 года. Например, в этом докладе выявлена возможность различных нарушений со стороны заказчиков:

  • неверное указание заказчиком информации о контрактах, размещаемых в реестрах контрактов;
  • указание заказчиком на применение типового контракта, который не соответствует
  • объекту закупки;
  • указание единиц измерения количества товаров/объема работ/ услуг, не соответствующих объекту закупки;
  • прикрепление к одному реестровому номеру закупки нескольких контрактов с различными реестровыми номерами, и наоборот — присвоения одному контракту различных реестровых номеров.

На данный момент в целях улучшения работы ФЗ прорабатывают ряд вопросов, в том числе:

  • установление порядка формирования и ведения каталога товаров/работ/услуг;
  • определение критериев включения товаров российских производителей/работ/услуг, изготавливаемых/оказываемых российскими юрлицами, в перечни, которыми устанавливаются запреты и ограничения допуска товаров/работ/услуг от иностранных государств;
  • исключение случаев определения единственными поставщиками (исполнителями, подрядчиками) посредников при реализации государственных контрактов;
  • установление закрытого перечня оснований для одностороннего отказа от исполнения контрактов;
  • снижение значимости субъективных факторов при оценке заявок;
  • ограничение сроков расчетов по контрактам;
  • совершенствование системы контроля в сфере закупок;
  • введение системы электронной подачи жалоб;
  • установление порядка расчетов неустоек и т.д.

Участие в государственных конкурсах и аукционах — непростое дело для поставщика, особенно поначалу.

Поэтому тем, кто собирается участвовать в государственных тендерах впервые (да и впоследствии тоже), стоит заручиться поддержкой опытного тендерного брокера, который поможет правильно оформить документы, подать заявку, оформить ЭЦП, а также окажет помощь в получении банковской гарантии.

«Тендер-Гарант» осуществляет полное тендерное сопровождение: от подачи заявки до подписания контракта. Если вам нужна поддержка или консультация профессионалов — обращайтесь к нам.

Читайте также

Аукцион в электронной форме — самый популярный вид торгов в сфере госзакупок. Он выгоден и заказчикам, и поставщикам, прозрачен. Уже сегодня более.

Страна Советов

Страна Советов Советы на все случаи жизни

44 федеральный закон о закупках краткое содержание

Источник: http://bouncekitchen.ru/3908-44-zakon-o-zakupkah-kratkoe-soderzhanie/

Ссылка на основную публикацию