Буддизм и брак: правовое регулирование и религиозный аспект

Мировые религии о браке, семье, разводе и регулировании деторождения ( на примере ислама, христианства и буддизма)

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда  им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это  допустимо.

Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и  не переходить их. Всевышний Аллах  сказал: «Кто переходит границы  Аллаха, тот обидел самого себя».

9Он также сказал: «А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный».10

Порядок развода у мусульман

Поскольку развод в мусульманстве — это разрыв связей с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, из которых укажем на следующие:

1.Необходимость соблюдения  периода идда, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость. 

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как  вступил с ней в интимные отношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может  вступать в новый брак. Это соответствует следующим словам Всевышнего:

Обратите внимание

О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь, с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует  обязывать их к сроку, какой считаете вы.11

Существуют следующие  сроки, в течение которых женщина  после развода не имеет права  выходить снова замуж:

три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации;

три месяца, если она не имеет  менструаций; 

время до рождения ребенка, если она беременна. 

Запретность жены для мужа (т.е. запрет на вступление с нею в  брак) в том случае, если он до этого  давал ей развод дважды.

Имеется  в виду следующая ситуация: муж  дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока идда, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж; либо женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока; либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и разведется по какой-либо дозволенной причине. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены. Это соответствует следующим словам Всевышнего: Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием.12

Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается  она ему, пока не выйдет она за другого  мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются  в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения  Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим.13

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который  дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: «Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой». 

«Как это?» — спросила  жена. 

«Я дам тебе развод, — ответил муж, — а когда приблизится  завершение положенного срока,  я возвращу тебя. Затем дам  развод и снова возвращу до  истечения срока». Женщина рассказала  об этом Посланнику Аллаха (мир  ему и благословение Аллаха), а  Аллах Всевышний ниспослал следующее: «Развод — двукратен…», ограничив  число разводов до трех раз,  что оградило женщин от произвола их мужей

Если муж развелся со своей  женой, то он не имеет права потребовать  назад подарки, данные ей как свадебный  дар.

Важно

Коран запрещает мужьям, дающим развод женам, требовать назад свадебные  подарки независимо от того, насколько  дорогими и ценными они были: «Если захотели вы заменить одну жену другой и если первой из них был выделен вами [в качестве махра] даже кинтар золота, то не забирайте ничего из [богатства] этого. Неужели станете вы отбирать что-либо несправедливо и совершая грех явный?» 14

Если инициатива развода  исходит со стороны жены, то она  должна вернуть свадебные подарки  своему мужу. Возвращение свадебных  даров в этом случае является компенсацией для ее мужа, который хотел бы сохранить ее при себе, в то время как жена оставила его.

Коран учит мусульманина не брать назад подарков, подаренных супруге, кроме как в том случае, если она сама является инициатором расторжения брака: «О разводе объявляется дважды, после чего надо или удержать жену по-хорошему, или отпустить ее достойным образом (т. е. без споров об имуществе и оговора).

Не дозволено вам удерживать что-либо из дарованного [в качестве махра], если только не возникли у обеих сторон опасения, что нарушают они этим законы, Аллахом установленные. А если же опасаетесь вы, что нарушат муж и жена законы эти, то не совершат они греха, если выкупит она развод [за счет махра, при замужестве оговоренного].

Таковы законы, Аллахом установленные. Так не нарушайте же их. А те, кто не соблюдает законы Всевышнего, — нечестивцы». 15

Однажды женщина пришла к  Пророку Мухаммаду (мир ему), ища поддержки в деле о расторжении брака, и сказала, что у нее нет никаких жалоб на мужа или его обращение.

Единственной ее проблемой является то, что она не может больше поддерживать с ним узы брака. Пророк (мир ему) спросил ее: «Вернешь ли ты ему его сад (данный ей в качестве свадебного дара)?» И она сказала: «Да».

Пророк (приветствует) велел тому человеку забрать свой сад и принял решение о расторжение брака

В некоторых случаях, мусульманка  желала бы сохранять брак, но вынуждена  требовать развода по основательным  причинам, к которым относятся: оставление мужем исполнения обязательных предписаний  ислама, жестокость мужа, оставление ее без всякой причины, невыполнение мужем  супружеских обязанностей и т.п. В этих случаях мусульманский суд расторгает брак. 

Иными словами, в Исламе женщине  предлагается некое равноправие: она  может прекратить брак посредством  процедуры кула и может добиться развода. Упрямством муж не сможет привязать к себе жену-мусульманку. Именно наличие таких прав у женщины приводили к тому, что иудейки, жившие в раннеисламских обществах VII в.

, прибегали к помощи мусульманского суда в деле получения разводного письма от мужа. Ребе отвергали правомочность добытых таким образом разводных писем и аннулировали их действие.

Для того, чтобы прекратить такую практику, ребе дали новые права и привилегии еврейским женщинам в попытке предотвратить их обращение в мусульманские суды. 

Контроль за деторождением

Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых  и создается семья. Этот событие  вызывает:

а) благоволение и довольство Аллаха, так как они совершают  богослужение, стремясь родить ребенка  для продолжения и сохранения человечества на земле;

б) любовь Посланника Аллаха, так как увеличивают его общину;

в) благословение Аллаха из-за мольбы детей к Аллаху после  смерти родителей;

г) заступничество ребенка  за родителей, если ребенок умер еще  в раннем возрасте. При этом родители должны проявлять терпение и довольство Волей Аллаха.[см Приложение№1]

Совет

Что касается абортов, то на протяжении многовековой истории ислам  не считал аборт на ранних стадиях  беременности убийством. Долгое время  доминировала вера в «позднее очеловечивание», т.е.

вера в то, что зародыш не является человеческим существом до тех пор, пока он полностью не приобрел человеческую форму. Исходя из этого, ранний аборт  не может считаться процедурой, отнимающей человеческую жизнь.

Все исламские  теологи сходятся в утверждении, что аборт должен быть запрещен, когда он убивает душу, но вопрос о том, когда наступает «одушевление» плода, был и остается предметом  серьезных споров.

Представители  различных школ ислама (как Сунни, так и Шиите) допускают прерывание беременности. Только сроки в различных школах называются разные — от 40 дней до 120 (считается, что зародыш еще не получил душу).16

1.2.Христианство

Брак и семья

Именно в христианской культуре утвердился моногамный брак, христианство впервые в человеческой истории провозгласило, что супружеская  измена мужчины настолько же недопустима, насколько недопустима измена женщины.

В средние века, когда на смену  языческой культуре приходит культура христианская, семья становится не просто «ячейкой общества», но таинством, в которое вступают два христианина, заявляя о совместном решении  перед своей общиной. По христианскому  учению, семья есть малая церковь.

А церковь не может созидаться «на время» — она создается  навсегда Муж в христианской семье  – глава жены на тех же основаниях, что и Христос – глава Церкви.

Весьма существенным аспектом христианского  учения, имеющим непосредственное отношение  к пониманию смысла брака, является указание возможности безбрачной жизни, которая оценивается не только не ниже, но и в некотором отношении  выше, чем брак. Соотношение и  взаимосвязь брака и безбрачия  в христианстве составляет весьма существенную проблему.

В христианстве утверждается идеал безбрачия и совершенной  телесной чистоты, на который, однако, способны далеко не все, а потому –  «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа». В браке же телесная близость естественна  и непредосудительна, поскольку  муж и жена взаимно принадлежат  телесно друг другу.

Более того, несмотря на идеал «не касаться женщины» вовсе, звучит совет в браке «не уклоняться друг от друга, разве по согласию, на время». Для многих комментаторов  это место стало камнем преткновения.

Весьма часто его понимают так, что  в христианстве (по крайней мере, в раннем) существует отрицательное  отношение к браку, что брак допустим лишь как поблажка слабому человеку, как легализованная форма «блуда», как меньшее зло во избежание  большего зла. В христианстве говорится: «Выдающий замуж свою дочь поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, пока жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, но она блаженнее, если останется незамужняя». 17То есть, в христианстве нет прямого запрета на вступление в брак, но есть наставления, выполнения которых желательно и рекомендуемо.

Обратите внимание

В христианстве довольно много  противоречий: брак и монашество в  равной степени могут быть названы  высокими идеалами христианства.

То есть для жизни человека этот выбор, конечно, один из самых главных, определяющих, эти два пути – брак и безбрачие  – максимально различны по способу  выстраивания жизни, но их духовная ценность по большому счету одинакова.

Христианство характеризуется также особой —  не свойственной в такой мере другим религиям — тенденцией к половому аскетизму и безбрачию. Идеалом  верующего считается личность, целиком, преданная Христу и сохраняющая  во имя него целомудрие.

Отсюда обязательное требование целибата, то есть безбрачия  и абсолютного воздержания от половых отношений, предъявляемое  к священнослужителям Римской католической церкви. Отсюда и та особая роль, которая  в христианстве отводится монашеству и отшельничеству, как мужскому, так и женскому.

В отличие от иудаизма, предписывавшего обязательное вступление в брак всем половозрелым мужчинам и женщинам, христианство превыше всякого другого состояния  оценивает девственность; брак рассматривается  как вынужденная уступка влечениям  плоти, предназначенная для тех, кто не в силах подавить их усилиями воли. Но наивысшей доблестью для  христианина является сохранение целомудрия.

Церковь утверждает: второй брак совершенно непозволителен для  христианина; он только терпим по снисходительности  к человеческой слабости. Мужчина  или женщина имеют, в виде исключения, возможность вступить во второй брак во Христе, если их первый союз был ошибкой.

Свобода выбора и решения — это  первое условие истинного христианского  брака, которое православная каноническая традиция стремится сохранить.

Существуют определенные каноны против насильственного принуждения женщин к браку, по которым браки, заключенные против воли, считаются недействительными18, а виновный мужчина подвергается отлучению19 так же как и уступившая ему женщина20.

Важно

Существуют также каноны, требующие достаточно долгого периода между помолвкой и браком: этот период, юридически считавшийся браком, служил, очевидно, испытательным сроком21.

Официальным условием церковного брака является союз веры — то есть принадлежность супругов к Православной Церкви.

Определения  Лаодикийского (правило 10 и 31), Карфагенского (правило 21), Четвертого и Шестого Вселенских Соборов22  запрещают браки между православными и неправославными и предписывают расторгать такие браки, если они зарегистрированы гражданскими властями.

«Смешанные» браки часто имели место в прошлом.

В нашем плюралистическом обществе, где православные представляют всего лишь незначительное меньшинство, смешанные браки составляют большой (и постоянно растущий) процент всех браков, благословляемых в наших церквах и также, к сожалению, вне Православия. Правило, принятое некоторыми православными епархиями, — требовать от участников смешанных браков письменного обязательства крестить детей и воспитывать их в православии.

 Развод

Упоминание о возможности  развода можно найти в Новом  Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую  измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует»23.

В случае прелюбодеяния со стороны второго супруга, он считается невиновной стороной и может вступить в повторный церковный брак без ограничения. Упорство католицизма в вопросе о юридической нерасторжимости брака, полного запрета на развод и второй брак при жизни супруга все еще остается предметом споров.

Православная позиция по этому вопросу очень часто определяется простым противопоставлением католицизму.

Но правильно ли заявить, что «Православная Церковь допускает развод»? Традиционная позиция католицизма и канонические правила о разводе и второбрачии основываются на двух посылках: 1) брак является контрактом, юридически нерасторжимым для христиан; 2) брачный контракт касается только земной жизни, и, следовательно, он расторгается со смертью одной из сторон. Православный же подход к этому вопросу определяется другими, совершенно отличными посылками:

1) Брак — это таинство, заключающееся  в священническом благословении  членов Тела Церкви; как любое  таинство, брак относится к вечной  жизни в Царстве Божием и,  следовательно, не прерывается  со смертью одного из супругов, а создает между ними, если  они того пожелают и если  это дано им (Мф. 19, 11), — вечную связь.

Читайте также:  Что такое договор участия в долевом строительстве и как он заключается?

2) Как таинство, брак — не  магическое действие, а дар благодати.  Участники его, будучи людьми, могут ошибиться и просить  о благодати брака, когда они  еще не готовы принять ее  или сделать ее плодотворной.

По этим причинам Церковь  допускает, что благодать могла  быть «не воспринята», и позволяет  расторжение брака и второй брак.24 Конечно, Церковь не поощряет второбрачия, даже, как мы увидим, второбрачия во вдовстве — по причине вечного и неразрывного характера брачной связи; Церковь лишь допускает второй брак, когда в определенных случаях находит его лучшим решением для человека.

Совет

Православная церковь  расширила перечень причин для развода, и в настоящее время в РПЦ  принято разрешать развод по следующим  причинам кроме прелюбодеяния: отпадение  супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность  к брачному сожитию, наступившую  до брака или явившуюся следствием намеренного самолечения, заболевание  проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к  наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая душевная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим. Также заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания и совершение женой аборта при несогласии мужа. Католическая Церковь абсолютно не допускает церковный развод. В Католической Церкви второй брак возможен только в случае кончины одного из супругов, и даже невиновная сторона не имеет право вступления во второй законный церковный брак.[см Приложение №2]

Источник: http://freepapers.ru/14/mirovye-religii-o-brake-seme/252286.1681733.list2.html

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БУДДИЗМА

В VI в. до н.э. царевич Сиддхартха Шакьямуни, став-

ший монахом (Гаутама) и прозванный Буддой (Просвет-

ленным), выступил с фундаментальной критикой брах-

манизма. Его учение зафиксировали буддийские кано-

ны (), () и др.

Мировоззрение Будды и его последователей базиро-

валось на четырех : сущность

человеческой жизни есть страдание; причина страда-

ния — желания, страсти; уничтожение страдания есть

успокоение (нирвана); путь к нирване есть освобожде-

ние от страстей. Личность должна вести себя так, чтобы

после смерти ее душа не несла на себе тяжкой кармы —

грехов прошедших поколений и своих собственных. Тогда

тело не будет возрождаться для новых страданий, а душа

растворится, сольется с нирваной.

Общественно-политический компонент буддизма.

Будда по-новому подошел к учению о варновом делении

общества. Он рассматривал их как профессиональные

группы, причем на первое место ставились кшатрии, а

не брахманы. Брахманы подвергались Буддой суровой

критике за привязанность к земным благам, роскоши,

излишествам. Такой подход подрывал монополию жре-

чества на знание и идейное руководство обществом и

объективно способствовал усилению позиций кшатри-

ев. Естественно, что кшатрийская верхушка общества

охотно принимала буддизм.

Но, принимая социальное неравенство и варновый

строй, Будда настаивал на том, что для духовного совер-

шенствования и для достижения нирваны сословные

различия не имеют никакого значения. Важнейшими

полагались нравственные заслуги человека. Равенство

людей было одной из первооснов буд-

дизма. Люди равны в том смысле, что все они живут в

мире-страдании, но могут достичь освобождения от него,

отказавшись от желаний и достигнув нирваны.

Буддизм возник в эпоху образования крупных госу-

дарств в долине Ганга и показательно, что наличие цен-

трализованной власти считалось в новом учении важ-

ным условием . Именно в этой систе-

ме впервые в индийской традиции сложилось представ-

ление о сильном правителе, — чакравартине. Когда Будда

рисовал картину идеального общества и государства, он

указывал на развитое и хорошо организованное хозяй-

ство, поддерживаемое централизованной властью. Царю

вменялось в обязанность снабжать земледельцев зерном,

помогать скотоводам, оказывать финансовую поддерж-

ку купцам.

В буддистских книгах нередко звучит осуждение пра-

вителей, поправших древние обычаи из-за корыстных

вожделений. . Буддийские притчи сохранили также

рассказы о том, как народ, возмущенный несправедливо-

стью правителей, забивает до смерти дворцового жреца,

а царя изгоняет из страны. Вероучители буддизма не

призывали, однако, к активной борьбе с несправедливос-

тью. Центральная установка буддизма — не социальное

действие, а индивидуальный путь спасения и достиже-

ния высшей просветленности (нирваны).

Для достижения идеала приверженцы Будды отрека-

лись от мирских соблазнов и образовывали монашеские

общины — сангхи (такое же название носили и своеоб-

разные республики в Древней Индии). Монахи не могли

иметь собственности, кроме желтой одежды и чаши для

подаяний, не полагалось добывать пропитание трудом, а

надлежало жить только милостыней. Вся энергия чле-

нов сангхи должна была направляться только на внут-

реннее самосовершенствование. Первоначально помимо

монахов и монахинь сангха включала мирян. Но по-

зднее, к IV в. до н.э. появились уже и настоящие мона-

стыри со своим строгим уставом и четкой организаци-

онной структурой.

Этико-правовое учение Будды. Коренному пересмот-

ру подверглось понятие дхармы, которое буддизм пони-

мает как естественный закон, природную закономерность.

Для разумного поведения необходимо познание и приме-

нение этого закона. , — такую клятву давал вступаю-

щий на путь спасения и пришедший в сангху. Будда ре-

комендовал благородный путь к нирване, регулируемый

восемью этическими правилами-принципами: праведное

воззрение, праведное стремление, праведная речь, правед-

ное действие, праведная жизнь, праведное усилие, правед-

ное созерцание, праведное размышление.

Жизнь членов сангхи регулировалась сводом этико-

правовых норм . Дважды в месяц все

члены общины коллективно читали и

публично заявляли о своих прегрешениях. Община ре-

шала, подвергнуть ли провинившегося наказанию и какому именно. В целом, буддизм крайне отрицательно

относится к принудительным средствам воздействия на

поведение человека, в частности, к наказанию.

Впоследствии буддизм претерпел значительные изме-

нения. В нем усиливаются мотивы покорности и непро-

тивления существующей власти, смягчаются требования

крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян.

Светские правители, в свою очередь, начинают использо-

вать учение в борьбе против засилья жречества и стре-

мятся приспособить буддистские догматы к официаль-

ной идеологии. Процесс сближения буддистского уче-

ния с официальной идеологией достигает апогея в III в.

до н. э., когда царь Ашока, правивший империей Маурь-

ев, перешел в буддийскую веру.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3211_chapter_6_POLITIKO-PRAVOVYE_ASPEKTY_BUDDIZMA.html

Идеи и философия Буддизма

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части Индии. В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений.

Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми.

Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама, известный как Будда Шакьямуни. Родился он в 560 году до н.э.

в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью.

И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Обратите внимание

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников.

Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения.

Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.

Краткая история возникновения буддизма

Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды.

Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей.

Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.
Читайте также:  Допсоглашение к трудовому договору о совмещении должностей — образец и правила формления

Комплекс буддийских храмов

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Источник: https://indiada.ru/religia/buddizm-osnovnye-idei.html

Глава 2. Буддизм и индуизм в Индии, особенности отношений

Основа индуизма очень сходна с буддизмом. Так, основу жизни составляет цепь перевоплощений, также действует закон кармы, а цель человека — достигнуть мокши (соответствующей нирване у буддистов). Последняя цель представляет собой своеобразное пребывание в боге.

Отличительную сторону индуизма составляет знаменитое учение о кастах: высшая каста — брахманы (жрецы), затем следует каста кшатриев (воинов, знати), затем — вайшьи (земледельцы и скотоводы) и, наконец, последняя каста — шудры (слуги).

Важно

Человек по праву рождения принадлежал той или иной касте, и был не в состоянии в будущем изменить свой социальный статус, какими бы способностями или умом не обладал. Категорически запрещались и межкастовые браки. Большую роль в развитии индуизма играли мудрецы — это направление называется Упанишад (сидение у ног учителя).

Пути достижения мокши у многочисленных направлений индуизма различны, но их общий взгляд почти не отличается от буддийского. В отличие от индуизма буддизм не признает института касты, его последователем может стать каждый, принявший его доктрину.

Эволюция Махаяны и сближение народной религии буддизма с индуизмом привело к тому, что, начиная, с середины 1 тысячелетия в буддизме четко обозначилась тенденция к возрастанию значимости обрядов и церемоний.

В результате наряду с Хинаяной и Махаяной возникло третье направление — Важдраяна («колесница магических заклятий», «алмазная колесница»). Оно появилось как следствие проникновения в буддизм магических приемов из индуизма и народных верований.

Вместо того чтобы стремиться к спасению на пути соблюдения нравственных принципов Будды или в обращении за помощью к бодисатвам, здесь в основном занимаются магической деятельностью — совершают обряды (тантры) и произносят заклятья (мантры) с целью получения власти над богами и достижения спасения.

В Важдраяне допускалось существование женских бодисатв и Будд, а также оргиастических форм культа. Таким образом, буддийское учение значительно преобразовалось и приблизилось к индуистскому тантризму и шактизму (культу женской силы).

Буддизм развивался в Индии в общем контексте индийской философии и религии, включавшей также индуизм и джайнизм. Хотя буддизм имеет некоторые общие черты с этими религиями, тем не менее, существуют принципиальные различия.

Прежде всего, в буддизме в отличие от индуизма не содержится идея кастовости, но как было отмечено выше, содержится идея равенства всех людей с точки зрения обладания ими одинаковыми возможностями. Как и индуизм, буддизм говорит о карме, но сама идея кармы здесь совершенно иная. Это не идея судьбы или рока, подобно исламской идее кизмата, или божьей воли.

Этого нет ни в классическом индуизме, ни в буддизме, хотя в современном популярном индуизме она иногда приобретает такое значение вследствие влияния ислама. В классическом индуизме идея кармы ближе к идее долга. Люди рождаются в различных жизненных, и социальных условиях вследствие принадлежности к разным кастам (к касте воинов, правителей, слуг) или рождаются женщинами.

Совет

Их карма, или долг, — в специфических жизненных ситуациях следовать классическим образцам поведения, описанным в «Махабхарате» и «Рамаяне», великих эпических произведениях индуистской Индии. «Если кто-либо действует, например, как совершенная жена или совершенный слуга, тогда в будущих жизнях его положение, вероятно, будет лучше» Токарев С.А. Религии в истории народов.

— М., 1986. с. 231.

Буддийская идея кармы совершенно отлична от индуистской. В буддизме карма означает «импульсы», которые побуждают нас что-либо делать или думать. Эти импульсы возникают как результат предшествующих привычных действий или поведенческих моделей. Но поскольку нет необходимости следовать каждому импульсу, наше поведение не является строго детерминированным. Такова буддийская концепция кармы.

И в индуизме, и в буддизме содержится идея перерождения, но понимается она по-разному. В индуизме мы говорим об атмане, или «я», перманентном, неизменном, отдельном от тела и ума, всегда одном и том же и переходящем из жизни в жизнь; все эти «я», или атманы, едины со вселенной, или Брахмой.

Следовательно, многообразие, которое мы видим вокруг нас — иллюзия, ибо в реальности все мы едины. Буддизм трактует эту проблему иначе: не существует неизменное «я», или атман, переходящее из жизни в жизнь: «я» существует, но не как плод фантазии, не как нечто непрерывное и постоянное, переходящее из одной жизни в другую.

«В буддизме «я» можно уподобить изображению на киноленте, где существует непрерывность кадров, а не непрерывность переходящих из кадра в кадр объектов» Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. — М., 1979. с. 120.

Здесь неприемлема аналогия «я» со статуей, перемещающейся, как на конвейере, из одной жизни в другую. Другое значительное отличие состоит в том, что в индуизме и буддизме особое значение придается разным видам деятельности, ведущим к освобождению от проблем и трудностей.

В индуизме обычно подчеркиваются внешние физические аспекты и техники, например, различные асаны в хатха-йоге, в классическом индуизме — очищение путем омовения в Ганге, а также режим питания.

В буддизме большое значение придается не внешним, а внутренним техникам, воздействующим на ум и сердце. Это видно на примере таких выражений, как «развитие доброго сердца», «развитие мудрости для видения реальности» Андреев Д.Л. Роза мира. — М., 1993 с.69.

Это различие проявляется также о подходе к произнесению мантр — особых санскритских слогов и фраз. В индуистском подходе акцент делается на воспроизведение звука. Со времени Вед считалось, что звук вечен и обладает своей собственной огромной силой.

Обратите внимание

В противоположность этому в буддийском подходе к медитации, включающей мантры, особое внимание уделяется развитию способности к концентрации с помощью мантр, а не звуку как таковому.

Рассмотрев особенности отношений буддизма и индуизма, можно сделать вывод, что эти религии не просто сосуществовали вместе, они перенимали особенности друг друга, в чем обусловлена их схожесть на данный момент.

Но, несмотря на то, что у них есть ряд общих черт, буддизм как основная религия в Индии уступил место индуизму.

Это определено культурными различиями, которые влияют на политическую и социальную жизнь страны, и необходимы на данном историческом этапе развития.

Источник: http://rel.bobrodobro.ru/345

Правовое регулирование брака в разных странах

Ахмадиева Рамиля Ильфаровна – научный сотрудник управления научно-исследовательских работ Казанского государственного энергетического университета.

Зорина Анна Александровна – бакалавриант кафедры Экономики и организации производства Казанского государственного энергетического университета.

Аннотация: Анализ законодательных форм брака в разных странах, важные правовые нормы, регулирующие вопросы брака и семьи и национальное законодательство.

Ключевые слова: Брак, Никах, Венчание, государственная регистрация в ЗАГС.

Брачно-семейные отношения являются основой любого социума. В современных странах нет единого брачно-правого поля, так как брак слишком сложный институт и во многом оформлялся в период традиционного права, которое в каждой культуре свое.

Но существуют принципы, которые представлены во всех правовых системах со своими вариантами.

Первый принцип – брак – свободный, равный союз женщины и мужчины, достигших брачного возраста, не состоящих в другом супружестве, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создания семьи.

В наше время в некоторых Европейских государствах регистрируют и однополые браки. Одновременно в мусульманских государствах продолжают практиковаться полигамные браки, т.е. одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами (в шариате до четырех).

Еще один принцип брака, установленный мировым правом – добровольное заключение при согласии брачующихся сторон.

И это право не имеет единообразия в разных государствах, в Западных странах (Испания, Италия и ряде мусульманских стран) есть правовая норма – брак по доверенности, что противоречит требованию личного присутствия брачующихся и публичного признания на вступление в союз (принцип добровольности). В мусульманских странах брак могут заключить не лично, а по поручению доверителя.

Принцип равноправия в браке – в большинстве современных государств законодательно закреплен, однако в странах Аравийского полуострова, Африки и ряда мусульманских государств, права мужчины – супруга, гораздо шире женщины – супруги.

Важно

Например, согласно исламским предписаниям свободный мусульманин становится законным супругом, только состоя в браке со свободной женщиной-мусульманкой, а в браке с христианской (или иудейкой), она через него становится женой по закону, а он через нее мужем не становится. Муж-мусульманин, если пожелает, может не считать себя законным супругом по отношению к своей жене.

Читайте также:  Возможен ли возврат уцененного товара в течении 14 дней: что говорит закон?

Речь в данном случае не только в юридической неграмотности, сколько в непохожести национального менталитета, в исламе брак это совокупность нравственных и моральных постулатов, которые в западной культуре уже давно обесценились.

Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальная культура с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний.

На практике разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение противоречий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным гражданином, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права[1].

В современном мире, как в традиционных обществах, так и индустриальных представлены разные формы брака, когда церковь не отделена от государства и церковные браки являются правовыми формами оформления брака, а также светская форма брака, когда только регистрация в государственных органах является законным фактом его оформления. Российская Федерация полностью светское государство и часто именно наши сограждане разочарованы последствиями браков и их расторжениями с иностранцами.

Особенно часто возникают вопросы в правовом поле брака – Никах.

Ислам крайне традиционная религия и будучи юридически не подготовленными по законодательству иностранного государства при заключении брака с мусульманином (кой) в большинстве случаев граждане других государств не имеют представления о специфике семейного законодательства и последующих прав и обязанностей заключения Никах.

Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения мировой религии – ислама или мусульманства.

Последователи ислама преобладают на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Западной Азии, в некоторых государствах Тропической Африки, в десятках государств мусульмане составляют большие социальные группы, влиятельные мусульманские общины проживают в Европе и на Американском континенте. При этом в семейном праве других стран, как светских, так и в странах, где церковь не отделена от государства, существуют права и обязанности супругов отношении детей – в браке и после развода[2,3,4].

Совет

В современной России есть значительная религиозная исламская община (умма). Районами традиционного распространения ислама являются Северный Кавказ, Поволжье, Урал и Сибирь. В большинстве крупных городов России имеются мусульманские общины. Многие народы, входящие в состав Российской Федерации, традиционно исповедует ислам: татары, башкиры, население Кавказа и Закавказья и др[2].

Принципиальное отличие брака от других институтов, это стремление создать семью. В браке у супругов возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности, данный постулат реализуется в полной мере применительно к браку, зарегистрированному и то не во всех государствах.

Если мы говорим о восточных странах, то в шариате нет правового института совместной собственности супругов[2]. В Российской Федерации совместное имущество супругов подлежит разделу, если – это оформленный в ЗАГСе гражданский акт, единственно возможный вид брака, на который распространяется гражданское право.

Не следует путать с незарегистрированным браком (сожительством), который в разговорной речи часто ошибочно называют гражданским.

Точно также в отношении совместных детей супругов, в каждом государстве свои законы, определяющие права и обязанности в отношении детей. Особенно важно знать регулирование вопросов в отношении опеки над ребенком после развода.

Например, в исламе единственным распорядителем детей является их отец. Часто, после развода супруга имеет право опеки только с согласия мужа.

В западных государствах, суд также на стороне гражданина постоянно проживающего в данной стране, это усугубляет опеку над детьми, если родители разъезжаются после развода.

Раскрытие понятия и сущности брака, определение условий и порядка заключения, и расторжения брака, как по российскому праву, так и по правилам других государств сможет помочь установить истинные причины проблем, возникающих по поводу брачных отношений.

Таким образом, проблема выбора закона, определяющего предварительные условия, при которых брак может быть заключен и признан действительным, в государствах обоих супругов не решена, поэтому прежде чем вступить в брачные правовые отношения необходимо получить консультацию юриста по международному праву.

Список литературы

1. Международное право: учебник / отв. ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунов. – 5-е изд., перераб. и доп. 2009.

2. Сайфутдинова Г.Б. Мир детства у татар: обряды и практики социализации (на материалах Республики Татарстан). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Научный руководитель: проф. Титова Т.А. – Саранск: МГУ им. Н. П. Огарева», 2011. – 261 с. Специальность 07.00.07 –«Этнография, этнология и антропология».

Источник: http://na-journal.ru/3-2015-gumanitarnye-nauki/646-pravovoe-regulirovanie-braka-v-raznyh-stranah

Религия в Израиле. Религии — Путеводитель по Израилю

Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве «национального очага» для всего еврейского народа и определяется в Декларации независимости как «еврейское государство».

Закон о возвращении Государства Израиль даёт право всем евреям, а также людям имеющим еврейское происхождение, получить гражданство страны.

При этом, право репатриации в Израиль не распространяется на евреев или их родственников, исповедующих иную религию кроме иудаизма (за исключением лиц не придерживающихся ни одной религии).

Государственно-правовое регулирование

В Израиле формально нет государственной религии, но она и не отделена от государства.

Статус иудаизма в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и её роли в обществе.

Тем не менее, большинство населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.

Обратите внимание

Специалисты сходятся во мнении, что Израиль, с одной стороны, не является теократическим государством, но, с другой стороны, он также не является страной, где религия отделена от государства; часть исследователей склонна видеть «нечто вроде официальной религии» (имея в виду иудаизм) и некое подобие официальной религиозной организации в лице ортодоксального раввината.

Другая часть, наоборот, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, поскольку государство не обязывает граждан соблюдать религиозные нормы, а министерство по делам религий курирует все конфессии, говорить о наличии в стране официальной религии оснований нет.

Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости. Однако, полного отделения государства от религии нет, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом.

Существуют постановления Верховного суда Израиля, критикующие отдельные аспекты религиозного брачно-семейного права, поскольку он считает эти его нормы нарушающими права человека.

Так, многие репатрианты из стран бывшего СССР не являющиеся евреями по Галахе не могут вступить в Израиле в брак если они не перейдут в еврейство, пройдя гиюр или официально не примут иную религию.

Гражданская процедура бракосочетания в Израиле отсутствует. Таким образом лица не придерживающиеся ни одной религии не имеют юридической возможности вступить в Израиле в брак.

В то же время стоит отметить что не религиозных евреев по Галахе это правило не касается, так как они имеют право заключить брак по еврейскому религиозному закону.

Бракосочетание между представителями разных конфессиональных групп в пределах Израиля так же юридически невозможно.

Важно

Согласно Закону о регистре населения 1965 г., в удостоверение личности заносились сведения о вероисповедании и национальности. Начиная с 2002 г. в удостоверениях личности национальность и религиозная принадлежность не указываются.

Это изменение было сделано непосредственно после того, как Верховный суд Израиля постановил записывать евреями в удостоверение личности лиц, прошедших консервативный и реформистский гиюр (ранее таким правом обладали только люди прошедшие ортодоксальный гиюр). Это вызвало протест религиозных партий, которые не признают консервативный и реформистский гиюр.

В результате депутатом от партии Авода Аврумом Бургом было предложено компромиссное решение удалить графу национальность из удостоверения личности вообще. Тем не менее во внутренних реестрах израильского МВД, национальность каждого гражданина по прежнему указывается.

В настоящее время у граждан — евреев по Галахе, в отличие от остального населения, во внутреннем паспорте указана дата рождения по еврейскому календарю. В результате, каждый человек просматривающий паспорт может определить, является ли гражданин евреем по Галахе или нет.

До недавнего времени репатрианты еврейского происхождения, заявившие при получении гражданства о не принадлежности к христанской конфессии, а затем к ней открыто примкнувшие, лишались израильского гражданства.

Существенная особенность правовой системы государства — включение в неё элементов еврейского религиозного права (Галахи), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву.

Когда суду необходимо принять решение по какому-то вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.).

Профессор М. Н. Марченко полагает:

Стремление израильского общества к компромиссу, приемлемому для религиозных и нерелигиозных кругов, а также к сохранению национальных традиций в государственной и общественной жизни страны нашло выражение в так называемом статус-кво, сложившемся ещё до возникновения еврейского государства: юрисдикция раввинских судов в области личного статуса (браки и разводы) членов еврейской общины; запрещение работы в субботу (Шаббат) и дни религиозных праздников в государственных учреждениях и общественных заведениях, на общественном транспорте, на промышленных предприятиях и в сфере обслуживания; запрещение публично продавать квасное (хамец) в Песах; особая сеть религиозных школ; признание и субсидирование религиозных учреждений и служб. Принципы Галахи частично оказали влияние на иммиграционное законодательство.

С основанием Израиля для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Под юрисдикцией религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (брак, развод, погребение).

Совет

В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра. Существуют также вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля (БАГАЦ).

Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты.

В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов.

Около ста даянов заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы.

В функции религиозных советов входит: устройство и содержание микве, оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог, контроль над кашрутом в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ (Хевра кадиша) и т. п.

По мнению российских исследователей конституционного права, «пока все вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, находятся в ведении судов религиозных общин, проявление дискриминации на религиозной почве неизбежно.

Наличие системы религиозных судов и отсутствие института гражданского брака способствуют сохранению в израильском обществе различных этнических и конфессиональных групп, полное равенство которых перед законом обеспечить практически невозможно.»

Источник: https://guide-israel.ru/religions/29798-religiya-v-izraile/

Ссылка на основную публикацию