Конкурентные и неконкурентные способы определения поставщика на основании федерального закона №44-фз

Неконкурентные способы закупки по 44 фз

Закрытые закупки осуществляются в с требованиями статьи 84. Таким способом могут проводиться только аукционы и конкурсы (в том числе с предварительным отбором и двухэтапные). Запросы предложений и котировок не могут быть закрытыми.

Для того, чтобы стать участником закрытого аукциона/конкурса нужно получить приглашение от заказчика.

Обратите внимание

При этом до того момента, как документация будет размещена на официальном сайте, узнать о том что будет проходить закрытый конкурс/аукцион можно только из плана-графика, плана закупок или от самого организатора.

Закрытым способом могут осуществляться не все закупки, их перечень определен частью 2 статьи 84. Пример закрытых торгов — конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107. 2. Открытые закупки пользуются наибольшей популярностью среди заказчиков и участников.

Способы закупок по 44-фз и 223-фз

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223 ФЗ. Законодательно закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок.

При этом заказчик имеет право установить в Положении широкий перечень способов выбора исполнителя.

Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы, запросы предложений в электронном виде и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Чем конкурентные закупки отличаются от неконкурентных

Участник запрашивает разъяснение документации Не предусмотрено Не позднее, чем за трое суток до даты конца этапа передачи предложений (статья 65 часть 4) За пять и больше суток до конца стадии передачи заявок (статья 50 часть 7) Не предусмотрено Заказчик предоставляет ответ на запрос участника Не предусмотрено На протяжении двух суток с даты поступления вопроса (статья 65 часть 4) В течение двух суток с момента поступления запроса (статья 50 часть 8) Не предусмотрено Внесение корректировок в документацию о закупке За 2 и больше дней до финиширования стадии передачи заявок (статья 74 часть 6) За 2 и больше дней до конца этапа передачи заявок (статья 63 часть 6) За 5 и больше дней до финиша этапа передачи предложений (статья 49 часть 4) Не предусмотрено Пролонгация периода передачи предложений Когда НМЦК не превосходит 250 000 рублей – больше 4 суток.

Способы закупок по 44-фз: конкурентные и неконкурентные

Состоит из нескольких этапов: подготовка и размещение извещения и документации; подача и прием заявок; оценка первых частей заявок; аукцион; подведение итогов, оценка вторых частей заявок; заключение и исполнение контракта. Все, что связано с электронными аукционами, проходит в безбумажном виде. Определение победителя осуществляется на основании единственного критерия — цена.

  • ВажноКонкурс. Бывает одноэтапным или двухэтапным, с ограниченным или неограниченным участием. Проводится в соответствии с требованиями параграфа 2 главы 3. Первое отличие аукциона от конкурса — заявки подаются не на площадку, а непосредственно организатору торгов (заказчик/уполномоченный орган) в бумажном виде или по электронной почте.Второе отличие — это порядок оценки заявок.

Способы отбора поставщика

Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).

Неконкурентные способы закупок Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников. Закупка у единственного поставщика (источника) Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.


Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.

Конкурентные способы закупок Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).

Изучаем способы проведения закупок по 44-фз

Электронный аукционАукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.

Открытый аукционАукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.

Конкурс (открытый конкурс) Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.

Критерии оценки:

  • цена,
  • потребительские свойства, качество,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки,
  • гарантия.

Порядок проведения:

  1. Поставщики подают заявки
  2. Заказчик вскрывает конверты
  3. Заказчик оценивает заявки по критериям.

Двухэтапный конкурсКонкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.

Способы закупок по 44-фз

И все это будет для того, чтобы выиграть крупный контракт и обеспечить предприятие работой на несколько лет, тогда как новоиспеченный отдел останется не у дел. Вам этот вариант не кажется выгодным? В таком случае, специалисты ГК BiCo готовы предложить то же самое, но на несколько порядков дешевле, и в аренду! Прямо сейчас вы можете заказать у нас такие услуги как:

  • поиск наиболее подходящего тендера, который позволит выгодно выступить участнику на фоне конкурентов;
  • комплексное сопровождение участия в конкурсе или аукционе;
  • помощь при оформлении альтернативной формы обеспечения заявки и исполнения контракта;
  • юридическая поддержка по всем направлениям.

Отправьте заявку на услугу, и, возможно, уже завтра вы подпишете новый и дорогой контракт с крупным заказчиком! Материал является собственностью bicotender.ru.

Неконкурентные – закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Аукцион Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена. Лучшая цена зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона.Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
  • Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены.Победителем становится участник с наименьшей ценой.

Шаг аукционаШаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену.

Способы закупок по 44 фз

Должны ли мы обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в документально оформленном отчете, размещаемом в единой информационной системе (ч. 3 ст.

93 Закона № 44-ФЗ), или можно просто ссылаться на этот пункт закона? Если должны обосновывать, то как? В нашем городе нету организаций которые бы специализировались на приготовлении детского питания и мы заключаем договор с проверенным поставщиком (у индивидуального предпринимателя).

Читать ответ В учреждение доведены лимиты, согласно которым по статье «Закупки товаров, работ, услуг» доведены объемы финансирования на 2014 год в сумме 50 тыс. руб. Учреждению необходимо заключить договор на оказание услуг публикации официальных материалов, договор поставки канцелярских товаров и др.

договоры. Имеет ли право данное учреждение, применяя п. 4 ч. 1 ст.

Информация о них размещается на официальном сайте, порядок проведения определяется соответствующими статьями Федерального закона №44. Виды открытых закупок:

Источник: http://yurburo61.ru/nekonkurentnye-sposoby-zakupki-po-44-fz/

Особенности государственных закупок в соответствии с ФЗ № 44

Государственные закупки представляют собой форму размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям и в оговоренные сроки. 

 В соответствии со ст. 24 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44)такими конкурентными способами являются:

  1. аукционы (в электронной форме, закрытый аукцион);
  2. конкурсы (открытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  3. запрос котировок;
  4. запрос предложений.

Помимо данных способов возможен неконкурентный способ осуществления закупок у единственного поставщика.

На сегодняшний день самыми популярными способами в РФ являются аукционы в электронной форме, закупка у единственного поставщика и запрос котировок. В связи с этим следует остановиться подробнее на каждом из этих способов.

Аукцион в электронной форме

Электронный аукцион– это один из конкурентных способов определения поставщика, который проводится на специальном сайте, а победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 ч. 1 ст. 59 ФЗ № 44).

В каких случаях возможно проведение такого аукциона? Во-первых, заказчик обязанпроводить электронный аукцион при закупке товаров (работ, услуг), включенных в перечень, установленный Правительством РФ. В данный перечень, к примеру, входят нефтепродукты; изделия из бумаги; лекарственные средства и материалы, применяемые в медицинских целях и т.д.

Во-вторых, помимо этого перечня органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать дополнительные перечни. Если тот или иной товар, услуга или работа не входит в указанные перечни, заказчик не лишается права по своему желанию провести электронный аукцион (ч. 3 ст. 59 ФЗ № 44).

Электронный аукцион не может проводиться, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика  (ч. 1 и 2 ст. 84 ФЗ № 44).

Для того чтобы стать участником электронного аукциона необходимо пройти аккредитацию, предусмотренную ст. 61 ФЗ № 44, а также иметь электронную подпись.

Аккредитацию, которая действует три года, необходимо проходить на каждой электронной площадке, где юридическое лицо или ИП планирует принимать участие.

Участник вправе продлить аккредитацию на новый срок не ранее чем за шесть месяцев до окончания срока аккредитации.

Важно

Заявка на участие состоит из двух электронных документов, которые подписываются руководителем организации или другим уполномоченным лицом, и направляются сразу в день подписания.

По результатам проведения аукциона с победителем заключается контракт (ч.9 ст. 70 ФЗ № 44).

Почему данный способ так часто используется заказчиками? Преимуществом электронного аукциона является то, что заказчик может заключить контракт по существенно более низкой цене по сравнению с начальной ценой.

Ограничений на проведение аукциона также достаточно мало. Недостатками данного способа являются риски технических сбоев на электронных площадках; отсутствие возможности выделения нескольких лотов.

Важно также учитывать, что в данном аукционе информация обо всех участниках является конфиденциальной.

Закупка у единственного поставщика

Данный способ заключается в том, что заказчик предлагает заключить контракт определенному юридическому или физическому лицу (ст. 93 ФЗ № 44). В данном случае никаких конкурентных процедур заказчиком не проводится.

Есть определенные случаи, в которых заказчик обязан воспользоваться именно этим способом:

  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион или запрос котировок признан несостоявшимся;
  • закрытый аукцион не состоялся из-за того, что в допуске к участию отказано всем лицам, подавшим заявки, или участником признано только одно из них

Существует и перечень, по которому заказчик может провести закупку у единственного поставщика. Перечень этот очень широк и содержит, к примеру, такие случаи, как: выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ; оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению и т.д. (ст. 93 ФЗ № 44).

Закупка товара у единственного поставщика является удобным способом для заказчика, если цена контракта небольшая.

Разрешено закупать у единственного поставщика по выбору заказчика любые товары (работы, услуги) на сумму не более 100 тыс. руб. по одному контракту. Годовой объем закупок ограничен и не должен превышать одного из значений: 2 млн. руб.; 5% от совокупного годового объема закупок, составляя при этом не более 50 млн. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44).

Совет

Преимуществом закупок у единственного поставщика является возможность заключения контракта с известным заказчику поставщиком; простота процедуры и незначительный срок ее проведения.

Читайте также:  Срочный трудовой договор и беременность — особенности заключения и продления трудовых отношений

Из недостатков можно выделить то, что значительно снизить цену контракта представляется затруднительным, а также имеется повышенный интерес Федеральной антимонопольной службы к данному способу.

Объясняется это тем, что заказчик может договориться с поставщиком в обход требованиям законодательства.

Запрос котировок

При запросе котировок информация о товарах (услугах или работах) передается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок.

Победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 ФЗ № 44). Особенностью данной процедуры является то, что она не торговая, т.е.

основной и единственный критерий для определения победителя это цена.

Запрос котировок может проводиться лишь тогда, когда одновременно соблюдаются определенные условия. Размер начальной (максимальной) цены контракта не должен превышать 500 тыс. руб. и годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает:

  1. 10% совокупного годового объема закупок заказчика, если его размер не более 1 млрд. руб.; или
  2. 100 млн. руб., если размер совокупного годового объема закупок более 1 млрд. руб.

Недостатком для заказчика данного способа являются вышеперечисленные ограничения, а также наличие ответственности заказчика за обеспечение сохранности и конфиденциальности заявок и хранения документов.

Помимо этого в процессе проведения запроса котировок заказчики, которые обязаны размещать извещение о проведении запроса котировок и проект контракта не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок, самостоятельно сокращают данный срок, нарушая при этом действующее законодательство. Еще одним частым нарушением является требование от участника декларации, подтверждающей отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, что не соответствует законодательству.

Реестр недобросовестных поставщиков

При участии в той или иной процедуре проведения государственных закупок необходимо знать о существовании реестра недобросовестных поставщиков. Данный реестр ведет Федеральная антимонопольная служба России.

Важно, что закон именно обязывает заказчика, а не дает право, направить информацию об участнике для включения в реестр, если он не исполняет свои обязательства или уклоняется от заключения контракта.

Документы для включения участника в реестр собирает и направляет сам заказчик в ФАС.

Одной из возможных ситуаций является уклонение участника от заключения контракта. В этом случае заказчик должен заключить контракт со следующим по очереди претендентом на заключение контракта (второй участник). В связи с этим заказчик должен обосновать, почему он заключает контракт не с победителем, а со вторым участником и отправляет информацию об этом и необходимые документы в ФАС.

Если же контракт заключен, но исполняется участником ненадлежащим образом или не исполняется вовсе, то заказчик может расторгнуть его в одностороннем порядке или через суд. В течение трех рабочих дней заказчик обязан уведомить ФАС о расторжении контракта. Данная ситуация также является основанием для включения в реестр.

Если решение о включении в реестр принято ФАС, то обжаловать его можно только через суд. Обжаловать можно сам факт включения в реестр и включенную в реестр информацию о нарушителе и нарушении. Информация о недобросовестном поставщике исключается из реестра по истечению двух лет с даты включения.

В заключении также следует отметить, что сложность и неоднозначность многих норм законодательства о контрактной системе усложняют деятельность, как заказчиков, так и участников, и влечет за собой частые ошибки и нарушения.

Статья подготовлена 17.11.2016 

Мария Никитина, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/kontraktnoe-pravo/936-osobennosti-gosudarstvennykh-zakupok-v-sootvetstvii-s-fz-44

Изучаем способы проведения закупок по 44-ФЗ

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2019 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2019 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион.

Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе».

Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Скачать

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным.

Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств.

Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.

Источник: https://gosuchetnik.ru/goszakupki/sposoby-provedeniya-zakupok-po-44-fz

Способы определения поставщика по 44-ФЗ — сравнительная таблица

На федеральном уровне выделено сразу несколько методов ведения закупочной деятельности. Заказчик вправе использовать при определении контрагента конкурс, аукцион, запрос предложений или котировок.

В отдельных случаях допускается заключение договора с единственным поставщиком. Законом 44-ФЗ предусмотрен ряд подвидов процедур. Каждый из способов обладает спецификой и регулируется отдельными нормами.

Получить полное представление о системе позволяет комплексная оценка правовых актов. Квалифицированные юристы подготовили сравнительную характеристику по базовым критериям.

Условия проведения процедуры

Право на выбор той или иной формы закупки принадлежит заказчику. Однако это не освобождает от необходимости придерживаться определенных правил. Для каждого из методов установлены основания:

Открытый конкурс Его проводят без ограничений по начальной цене контракта. Исключения перечислены во второй части статьи 48 закона 44-ФЗ. Препятствием является необходимость организации конкурса с ограниченным участием, двухэтапной процедуры или электронного аукциона.Не допускается выбор поставщика в этой форме, если есть прямая ссылка на запрос котировок, предложений или применение одного из закрытых способов закупки.
Электронный аукцион Ограничений не установлено. Обязанность выбрать метод появляется в случае приобретения продукции, услуг или работ, включенных в правительственный перечень 2019-р. Субъекты РФ также могут формировать свои списки.
Запрос котировок Метод подходит для проведения закупок на сумму до 500 000 рублей. При этом стоимость контрактов не должна превышать 10 % от выделенного заказчику финансирования на отчетный период.
Запрос предложений Перечень случаев использования способа четко определен статьей 83 закона 44-ФЗ. Запрос предложений возможен при приобретении спортивного оснащения для параолимпийских и олимпийских команд, лечении граждан за границей, признания конкурсной процедуры несостоявшейся, а также в прочих специфических случаях. Список, приведенный в законе, расширительному толкованию не подлежит.
Закупка у единственного поставщика Способ применяют при сотрудничестве с естественными монополиями или выполнении мобилизационных работ. Договор в рамках статьи 93 закона 44-ФЗ заключают при наличии соответствующего распоряжения Правительства, Президента или иного уполномоченного органа России. Привлечение единственного поставщика возможно также в следующих случаях:

  • освоение небольших сумм – до 100 000 рублей;
  • выполнение специфических работ, право выполнения которых предоставлено конкретному лицу или организации;
  • покупка билетов культурных, зрелищных, театральных объединений;
  • прочее.

Перечень статьи включает 46 позиций.

Сроки закупочной процедуры

Другим важным критерием сравнительной характеристики стали временные рамки. Сроки исчисляются в календарных днях.

Открытый конкурс Разместить сведения в единой информационной системе необходимо за 20 дней до фактического вскрытия конвертов (доступа к заявкам на виртуальной торговой площадке). Любые корректировки необходимо делать за 5 суток до перехода к следующему этапу. При этом вносить изменения в объем закупки или размер обеспечения нельзя.
Электронный аукцион Требования закона мягкие. Заказчику предоставляется право публиковать извещение за 7 суток до открытия доступа к заявкам. Если сумма договора превышает 3 миллиона рублей, этот период увеличивают до 15 дней. Дополнения и корректировки в документацию вносят за 2 дня до изучения заявок, либо ранее. Организаторы аукциона обязаны соблюдать запрет на изменение объемов закупки, а также увеличение обеспечения.
Запрос котировок Заказчику следует ориентироваться на стандартный недельный срок. Однако в некоторых случаях период сокращают до 4 суток. К таковым относят закупку средств оказания неотложной помощи (ст. 76 закона 44-ФЗ) или договоры с суммой до 250 000 рублей. Корректировки вносить можно во все пункты за исключением объекта закупки. Последние изменения могут быть внесены за 2 дня.
Запрос предложений Способ предполагает минимальный срок. Извещение публикуют за 5 дней до оценки предложений. Возможность изменения документации не предусмотрена.
Закупка у единственного поставщика Извещение размещают в ЕИС в установленных законом случаях. Информация должна появиться в единой базе за 5 дней до подписания соглашения. О внесении корректировок в законе не упоминается.

Парламентарии установили специфические требования к содержанию извещений. Правила разработки закупочной документации определены для каждого способа отдельно. Наиболее простым по этому критерию является сотрудничество с единственным поставщиком. Максимум правил и указаний адресовано организаторам открытого конкурса и аукциона.

Размер и порядок предоставления обеспечения

Третьим критерием сравнительной характеристики стала система гарантий. Юристы проанализировали требования к обеспечению заявок и контрактов.

Открытый конкурс При подаче заявки участник обязан внести залог или предоставить банковскую гарантию на сумму от 0,5 до 5 % начальной стоимости заказа. Лица, отнесенные законом к льготным категориям, вправе ограничится обеспечением в 2 % (ст. 44 закона 44-ФЗ). Гарантия исполнения контракта устанавливается в рамках от 5 до 30 %.Снижение в ходе торгов НМЦ на ¼ и более является основанием для увеличения обеспечения в 1,5 раза. При этом закон предусматривает повышенные ставки при заключении соглашений с крупным авансом или гонораром, превышающим 30 миллионов рублей.
Электронный аукцион Если общая стоимость закупки находится в пределах 3 миллионов рублей, размер обеспечения заявки составляет 1 %. В остальных случаях применяется правило расчета, используемое при проведении открытого конкурса. Общие принципы распространяются и на установление обеспечения по контракту.
Запрос котировок Подача заявки не требует предоставления каких-либо гарантий. Закупка до 500 000 рублей может производиться без условий об обеспечении, а вот превышение стоимостного лимита влечет необходимость применения общих принципов.
Запрос предложений Правила об обеспечении заявок и контрактов не применяются. Исключением служит запрос предложений, проводимый в результате признания аукциона, либо конкурса несостоявшимися. В этом случае реализуют общий механизм. Потребовать гарантий надлежащего выполнения контракта необходимо, если заказ размещают повторно – после расторжения с недобросовестным исполнителем.
Закупка у единственного поставщика Заявку принимают и рассматривают без каких-либо гарантий со стороны потенциального контрагента. Обеспечение договора не требуется в следующих ситуациях:

  • приобретение ценностей на сумму до 100 000 рублей;
  • заключение соглашения с образовательными и культурными организациями в пределах 400 000 рублей;
  • сотрудничество с коммунальными службами.

Полный перечень перечислен в статье 96 закона 44-ФЗ.

Сравнительная характеристика проведена по основным критериям. Дополнительно оценить способы выбора поставщика можно по правилам оценки заявок, порядку заключения договора или принципам определения победителя. В любом случае наиболее жесткими будут требования к проведению конкурсов и аукционов.

Связан такой подход с правовым значением процедур. Именно эти способы признаны ключевыми. Отказаться от их использования заказчик вправе лишь при наличии указанных в законе обстоятельств.

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/374-sposoby-opredeleniya-postavshchika-po-44-fz-sravnitelnaya-tablitsa

Способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Новый законодательно-нормативный акт – Федеральный Закон №44 «О контрактной системе» принес с собой не только множество важных перемен в системе государственных закупок РФ, но и большие изменения в терминологии. Таким образом, «размещение государственного заказа» сменилось формулировкой «определение поставщика».

Вместе с тем, суть самой процедуры реализации государственного контракта осталась прежней, поменялось лишь название и расширились возможности, то есть способов определения поставщиков стало куда больше, чем ранее.

На сегодняшний день, основными среди них являются:

Помимо расширения способов определения поставщика, ФЗ№44 вводит детальную регламентацию и подробно рассматривает каждый из них.

Открытый конкурс

Открытый конкурс – это основной способ определения поставщика, который используется по умолчанию во всех ситуациях, когда нет указаний на иное. Все требования к составлению документов, правила и сроки их подачи, и многие другие аспекты проведения открытого конкурса регламентируются со стороны Правительства РФ.

Организуя открытый конкурс, заказчик обязан разместить информацию о нем на едином информационном портале и начать прием заявок от всех удовлетворяющих условиям участников в обозначенный срок.

По правилам заказчик может изменять тендерную документацию не позднее, чем за пять дней до последнего дня конкурса. При этом изменениям не подлежат такие параметры, как величина обеспечения и предмет контракта.

Обратите внимание

Стоит отметить, что пакет документов, сопровождающий конкурсную заявку, стал более объемным, что, в первую очередь, способствует наибольшей экономической эффективности и безопасности государственных закупок.

Скажем, теперь при выставлении цены на четверть меньшей, чем начальная цена контракта, участник тендера обязан предоставить документальное подтверждение серьезности своих намерений и возможности исполнить контрактные обязательства должным образом по сниженной цене.

Правила рассмотрения заявок

По сравнению с прежним законом, ФЗ №44 сократил сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок с 30 до 20 дней. Единственный случай, в котором срок возможно продлить еще на десять дополнительных дней – это закупка товаров и услуг в сфере науки, культуры и искусства. Согласно нормам ФЗ-94, срок на рассмотрение заявок в этой сфере равнялся 60-ти дням, т.е. практически двум месяцам.

После того, как все заявки рассмотрены и оценены, формируется протокол, в который включается полная информация по проведенной работе.

Заключение контракта

Новый закон более четко обозначает сроки, в которые необходимо заключить контракт. Если ранее говорилось лишь о том, что он заключается не раньше, чем через десять дней, то теперь оказалась очерчена и другая граница – не ранее 10 и не позднее 20 дней.

Кроме того, согласно ФЗ-44, заказчик больше не имеет права принудить победителя к подписанию контракта. Единственное, что он может сделать в случае отказа исполнителя – это подать на возмещение ущерба.

Когда открытый конкурс признается несостоявшимся

В данном отношении законодательные изменения коснулись, прежде всего, оснований, на которых принимается решение о дальнейшем механизме проведения закупки. Предыдущий Федеральный Закон — №94 предоставлял заказчику право самостоятельно выбирать – осуществить ли закупку у единственного поставщика или провести тендер заново.

Согласно текущему ФЗ-44, именно причина, по которой конкурс не состоялся и обуславливает направление дальнейшей деятельности организатора.

Если на конкурс была подана только одна заявка и подавший ее участник полностью отвечает всем требованиям, то именно он становится единственным поставщиком.

А вот когда на конкурс совсем не поступило заявок, либо ни одна из них не оказалась соответствующей требованиям заказчика, то в такой ситуации тендер проводится заново.

В любом случае, свои действия каждый госзаказчик обязан производить только после их согласования с соответствующими контролирующими инстанциями.

Конкурс с ограниченным участием

3 ч. 56 ст. ФЗ №44 гласит, что конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, когда речь идет о закупке товаров, работ или услуг, имеющих сложный специфический характер и поставляемых ограниченным числом компаний. Кроме того, данная форма применяется тогда, когда на конкурс выставляется контракт:

  • по отношению к объектам культурного наследия;
  • на проведение работ в музеях и других национальных объектах;
  • когда необходим доступ к музейным библиотекам и иным архивам государственной важности.

Помимо всего прочего, конкурс с ограниченным участием предоставляет заказчику возможность предъявления дополнительных требований к поставщикам.

Конкурс в два этапа

Двухэтапный конкурс – новая для практики российских госзакупок процедура. Его особенностью является повышенная возможность уточнения важных факторов, нюансов и критериев в ходе формирования конкурсной документации. На первом этапе подаются технические заявки, без обозначения цены, а вот те участники, которые проходят во второй этап уже составляют свои коммерческие.

Конкурс в два этапа проводится таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство;
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература и искусство.

Электронный аукцион

По действующим законодательным нормам аукцион открытого типа следует проводить исключительно в электронной форме, и никак иначе. Именно так на сегодняшний день проходят все закупки из правительственного перечня РФ.

Среди общих тенденций в современном состоянии закупочного законодательства – уменьшение сроков аукционов, также для контрактов дороже 3 млн рублей.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

В соответствии с Федеральным Законом «О контрактной службе» электронный аукцион признают несостоявшимся в следующих случаях:

  • предоставление одной – несоответствующей условиям – аукционной заявки;
  • в течение десяти минут с начала аукциона не было выдвинуто ни одного ценового предложения;
  • не подано ни одной аукционной заявки на участие;
  • аукционная комиссия вынесла решение, согласно которому все заявки с содержанием цены признаны несоответствующими требованиям, либо соответствующей признана только одна из них;
  • победитель аукциона отказался от подписания государственного контракта.

Запрос предложений и ценовых котировок

Если такая форма, как запрос ценовых котировок существовала ранее, то запрос предложений – это инновация, введенная после вступления ФЗ-44 в свои законные права.

Эти две формы имеют много схожего, в частности, это необходимость размещения информации в рамках единой информационной системы. В тоже время, между ними есть и ряд существенных основообразующих различий.

Важно

Запрос котировок предусматривает выставление участниками своих ценовых предложений, и побеждает тот, чья цена – ниже. Тогда как запрос предложений предполагает всестороннее рассмотрение и оценку заявок  со стороны конкурсной комиссии.

Контракт достается тому, кто выставил наиболее выгодное со всех сторон предложение, включая не только цену, но и сроки, технические параметры и многие другие основания.

Закупка у единственного поставщика

Согласно ФЗ-44, закупка у единственного поставщика является легитимной в случаях, когда:

  • цена контракта не превышает 100 тыс. руб., притом, что общее количество годовых закупок организации в данной форме не должно превышать 5% от общего числа, и не дороже 50 млн в год в общей сложности;
  • выполнение работ необходимо предпринять со стороны государственных органов исполнительной власти;
  • закупку проводят организации из сферы культуры и образования – цена контракта в данном случае не может превышать 400 тысяч рублей за один договор, 50% в год от общего количества тендеров и 20 млн. рублей в денежном эквиваленте;
  • закупка в целях получения услуг адвоката в обязательном порядке в соответствии с ГК РФ.

В любом случае заказчик, осуществляющий закупку у единственного поставщика, обязан подтвердить ее необходимость документально и своевременно предоставить всю информацию, касающуюся цены и ее обоснования, в соответствующие органы.

Закрытые формы закупок

Закрытые формы закупок – это такие, при которых информация, касающаяся самого факта, сроков, цены и содержания контракта сообщается ограниченному кругу поставщиков, причем таких, которые способны выполнить работы или поставки соответствующим образом.
В число закрытых форм закупок, в соответствии с 44-ФЗ, входят:

  • закрытые конкурсы;
  • закрытые аукционы;
  • закрытые конкурсы в два этапа;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия.

Притом на проведение любой из этих форм должны быть законные основания:

  • федеральные потребности, связанные с понятием государственной тайны;
  • закупки в сфере страхования, перевозки и хранения драгоценных металлов, камней и музейных ценностей государства, в том числе, переданных во временное ведомство частных физических или юридических лиц;
  • уборка и услуги водителей для представителей судебной власти.

Хотите узнать еще больше о способах закупок? Примите участие в обучающих мероприятиях Учебного центра «Бико». Узнать даты ближайших семинаров и отправить на них заявку вы можете на сайте bicotender.ru прямо сейчас.

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/sposoby-opredeleniya-postavshikov-po44fz.html

Проведение конкурентных процедур закупок 44 фз

Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты. Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант.

Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС. Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика.

В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2019 год есть 54 основания.

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует.

Закупки конкурентным способом по 44 фз

При проведении открытого двухэтапного конкурса следует руководствоваться нормами, установленными для открытого конкурса.

  • Запрос предложений, регламентируется параграфом 4 главы 3.

Информация о нем размещается на официальном сайте.

  • Запрос котировок регламентируется параграфом 3 главы 3.

    Осуществляется по тому же принципу, что и запрос предложений. Победителем будет признан тот, кто предложит меньшую.

  • Электронный аукцион осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 3.
  • Пример закрытых торгов — конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107.

    Способы закупок по 44-ФЗ таблица и сроки

    Способы закупок, применяемых в контрактной системе, определяются статьей 24 Федерального закона №44 от 05.04.2013 года.

    Они делятся на две группы: конкурентные и неконкурентные.

    2. Пункт 4 статьи 93 — закупки до 100 тысяч рублей.

    При этом общая сумма таких закупок не должна превышать 500 тысяч рублей в год. Информация о них не размещается на официальном сайте, не вносится в реестр контрактов. По сути, узнать о таких закупках можно исключительно по желанию заказчика.

    Исполнителя/подрядчика/поставщика он также выбирает самостоятельно. Все конкурентные закупки, осуществляющиеся на основании Федерального Закона №44, можно разделить на две группы: закрытые и открытые . 1. Закрытые закупки осуществляются в с требованиями статьи 84.

    Таким способом могут проводиться только аукционы и конкурсы (в том числе с предварительным отбором и двухэтапные). Запросы предложений и котировок не могут быть закрытыми.

    Закрытым способом могут осуществляться не все закупки, их перечень определен частью 2 статьи 84. Пример закрытых торгов — конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107.

    Школа закупок»: какую процедуру использовать при проведении закупок?

    В прошлый раз в проекте «Школа закупок» мы разобрали, как должен проходить процесс планирования закупочной деятельности в компании. Результатом этого процесса должен быть документ — план закупок.

    Следующий шаг — выбор формы и способа закупки. Электронные или неэлектронные закупки?

    Способы закупок. Какой выбрать? На сегодняшний день законодатели определили два вида закупок — конкурентные и неконкурентные. К конкурентным способам закупок относятся: — иные способы закупки, установленные положением о закупке (при наличии).

    Совет

    К неконкурентным — относятся закупки у единственного поставщика. Этот способ жестко регулируется 44-ФЗ. По 223-ФЗ заказчик может выбрать закупки у единственного поставщика, но он обязан внести данный способ в свое положение о закупках.

    Какие процедуры могут использоватьзаказчикипо 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также для корпоративных закупок? Нередко от участников можно услышать мнение, что закупка прошла, они одержали победу, а договор заказчик не заключил. Давайте разберемся, когда у заказчика появляется обязательство заключить договор с победителем закупки.

    Основное отличие торгов от иных способов закупки состоит в том, что по результатам торгов заказчик и победитель обязаны заключить договор (статья 448 ГК РФ).

    Способы закупок по 44-ФЗ

    Официальная терминология Федерального Закона заменяет понятие «типы закупок» на «способы определения поставщика». Вместе с тем его процессуальный смысл остается тем же, за исключением расширения перечня нормативно разрешенных процедур. На сегодняшний день среди них:

    • конкурсы (закрытые, открытые, с ограниченным участием, двухэтапные);
    • аукционы (закрытые и открытые);
    • запросы ценовых котировок и предложений.

    В своих положениях закон о контрактной системе подробно рассматривает каждую из процедур.

    Организатор открытого конкурса обязан своевременно разместить извещение о нем в ЕИС, либо на сайте госзакупок — до 2019 года — и начать принимать конкурсные заявки от всех желающих участников, которые удовлетворяют условиям тендерной документации. При этом по законодательной норме заказчики имеют право вносить изменения в конкурсную документацию во время проведения тендера, но не позже, чем за 5 дней до его окончания. Изменению не подлежат только предмет конкурса и размер обеспечения.

    Заявки на открытый конкурс, поступающие от участников, рассматриваются в течение 20 дней. Единственным исключением являются закупки в сфере искусства, культуры и науки — для них срок увеличен на 10 дней.

    После рассмотрения и оценки конкурсных заявок комиссией формируется протокол со всей информацией по тендеру и его итогам. После этого с победителем заключается контракт в срок от 10 до 20 дней. В некоторых случаях проводится конкурс с ограниченным участием.

    Это происходит тогда, когда речь идет о:

    • музейных работах;
    • объектах культурного и национального наследия;
    • необходимости оформления доступа в архивы.

    После вступления ФЗ-44 в свою силу появилась новая форма конкурса — двухэтапный конкурс. Он проводится в два этапа, на первом из которых подаются технические заявки, а на втором — коммерческие. Такой вид тендера очень широко применяется:

    • в строительстве, проектировании, архитектуре;
    • при осуществлении научных изысканий;
    • в электроэнергетике;
    • при закупках, связанных с искусством и литературой.

    ФЗ-44 предписывает проводить все государственные аукционы исключительно в электронной форме.

    При этом аукцион признается несостоявшимся в случае, если: Закупать продукцию и услуги у единственного поставщика ФЗ-44 разрешает только в нескольких случаях: Решив провести закупку у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать ее необходимость документально и предоставить документацию в соответствующие инстанции.

    При закрытых формах закупок информация о сроках, стоимости и содержании госконтракта сообщается ограниченному количеству участников — тем, которые в состоянии исполнить его. По ФЗ-44 к таким формам относятся:

    • закрытые аукционы;
    • закрытые конкурсы;
    • закрытые конкурсы с ограничением;
    • закрытые двухэтапные конкурсы.

    Для получения разрешения на их проведение необходимо одно из следующих оснований:

    Определение способа закупки для выбора поставщика

    Определение способа закупки зависит от нескольких условий. Приоритетным является открытый конкурс (ст.

    48 Федерального закона № 44-ФЗ), который имеет разновидности. Способ закупки конкурс. Способ закупки аукцион. На определение способа закупки влияют несостоявшиеся конкурентные процедуры.

    Обратите внимание

    Например, запрос предложений проводится: — если не состоялся повторный конкурс или электронный аукцион; — при расторжении частично исполненного контракта с помощью запроса предложений докупается не исполненная часть контракта; — в ряде случаев особых товаров (ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ), например, лекарственные препараты, которые назначаются по индивидуальным показаниям.

    Определение способа закупки закрытых процедур напрямую связано с предметом закупки: — закупки, связанные с государственной тайной; — услуги по страхованию, перевозке, а также охране ценностей госфондов РФ, музейных предметов и коллекций; — услуги для судей и судебных приставов (уборка помещений и услуги водителей).

    Закупки конкурентным способом по 44 фз

    При проведении открытого двухэтапного конкурса следует руководствоваться нормами, установленными для открытого конкурса.

    Тем не менее, нужно отметить дополнительные требования к новому способу закупки.

    • Запрос предложений, регламентируется параграфом 4 главы 3.

    Информация о нем размещается на официальном сайте. Заявки подаются заказчику в бумажном виде или направляются по электронной почте. Исполнитель/подрядчик/поставщик указывает не только цену, но и условия исполнения контракта.

    Пример запроса предложений — закупка с реестровым номером 0347300029316000013.

  • Запрос котировок регламентируется параграфом 3 главы 3. Осуществляется по тому же принципу, что и запрос предложений.

    Однако заказчик принимает решение на основании единственного критерия — цены. Победителем будет признан тот, кто предложит меньшую.

  • Электронный аукцион осуществляется в соответствии с параграфом 2 главы 3.
  • Пример закрытых торгов — конкурс с реестровым номером 0343100005316000038 или аукцион с реестровым номером 0373100039216000107. 2. Открытые закупки пользуются наибольшей популярностью среди заказчиков и участников.

    Согласно законодательной норме, заказчики вправе осуществлять закупочную деятельность в подобной упрощенной форме когда: Часто по этой схеме производят закупки канцелярских товаров для офиса, оргтехники, компьютеров и их комплектующих и некоторых других видов продукции и услуг.

    Тогда как форм конкурентных закупок по 44 ФЗ предусмотрено довольно много.

    Изучаем способы проведения закупок по 44-ФЗ

    Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

    Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

    К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином.

    На начало 2019 года в этот список входило 42 государства. Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

    Для бюджетного учреждения доступны:

    • конкурентные (например, конкурс);
    • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
    • дистанционные (электронный аукцион);
    • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

    процедуры определения поставщика.

    Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ. Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

    Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя.

    В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях.

    По правилам, действующим на начало 2019 года, таких случаев 54. Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

    • продукты и напитки;
    • табачные изделия;
    • текстиль и одежда;
    • кожа и изделия из кожи;
    • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
    • бумага и изделия из нее;
    • нефтепродукты;
    • уголь;
    • химические продукты и вещества.

    При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК).

    Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом.

    Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства. Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.

    Чем конкурентные закупки отличаются от неконкурентных

    Расскажем об особенностях неконкурентных и конкурентных способов закупки, об их обосновании, а также, в каких случаях проводится запрос предложений и чем отличается запрос котировок от запроса предложений.

    Для того, чтобы заключить контракт с единственным поставщиком, заказчик должен предоставить обоснование цены контракта. Все основания для данного метода определены статьей 93 Федерального закона № 44 и составляют 48 различных случаев.

    В практике госзакупок чаще всего используются два обоснования: «Управление закупками (120 часов)» Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

    ✔ Материалы по теме: Excel для специалистов по закупкам Надстройка, которая значительно упростит работу контрактного управляющего!

    Работает без передачи данных в Интернет.

    Важно

    Скачайте бесплатно на свой компьютер! Выделяют две основные группы конкурентных закупок: закрытые и открытые.

    Закрытые закупки применимы только для конкурсов (в том числе двухэтапных и с ограниченным участием) и аукционов. Подача заявок на закрытые аукционы принимается только от тех исполнителей, которые предварительно получили приглашение от заказчика (статья 84).

    Открытые закупки – это запрос предложений и запрос котировок, электронный аукцион , конкурс. Стать участником открытых закупок может любая организация. Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

    Победителем закупки при этом признается участник, предоставивший наиболее выгодное предложение.

    Источник: http://isf-consultant.ru/provedenie-konkurentnyh-procedur-zakupok-44-fz-48416/

    Ссылка на основную публикацию