Неконкурентные способы и закупки у субъектов малого предпринимательства по 223-фз

Закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП. Такие заказчики обязаны рассчитать годовой объем закупок, разработать и утвердить перечень, и опубликовать его в ЕИС. А не позднее 1 февраля 2017 года – опубликовать отчет. Иначе «здравствуй, 44-ФЗ» с 2017 года.

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Далее вы узнаете об изменениях в правилах закупки по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП), о действиях, которые должен совершить заказчик в рамках требований Постановления 1352. Также рассмотрим, как заполнять отчетность тем заказчикам, кто не обязан работать по этому постановлению.

Объем закупок у СМиСП по 223-ФЗ. Обязанности заказчиков

Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» — этот документ вступает в силу поэтапно.

В конце 2015 года внесены изменения относительно категории заказчиков, которые обязаны применять Постановление № 1352:

Размер выручкиОбязанность заказчика
Выручка более 10 млрд. руб. Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 июля 2015 года
от 2 млрд. руб.* до 10 млрд. руб. включительно Обязаны осуществлять закупки у СМиСП с 1 января 2016 года
Выручка ≤ 2 млрд. руб. Не обязаны осуществлять закупки у СМиСП
* Прежде этот показатель составлял 1 млрд. руб. Порог выручки увеличен до 2 млрд. руб. (Постановление Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169)

В 2016 году заказчики с выручкой более 2 млрд. руб. обязаны не менее 18% от совокупного годового объема закупить у СМиСП.

Из этих 18% закупок надо не менее 10% закупок провести исключительно для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это конкурентные способы закупок, в извещении о проведении которых заказчик устанавливает ограничение о том, что принять участие в данной процедуре могут только участники из числа СМиСП.

Алгоритм действий для заказчиков по 223-ФЗ

Перед вами фрагмент из вебинара «Обзор изменений по 223-ФЗ», эксперт по 223-ФЗ комментирует действия заказчиков при закупках у СМиСП:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМиСП.
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМиСП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМиСП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства.
  4. В рамках календарного года закупить у СМиСП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства.
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМиСП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Закупки у СМиСП и планирование

В рамках 223-ФЗ действует два плана закупок: на текущий финансовый год и план закупки инновационной высокотехнологичной продукции. В обе формы плана закупка включен раздел об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчика (форма плана закупки товаров (работ, услуг)). Новый раздел выглядит так:

Подтверждение статуса СМП

Заказчики, которые проводят процедуры закупок в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, обязаны требовать от участника закупки подтверждение статуса СМП. Статус подтверждается через декларирование.

До октября 2015 года заказчики сами разрабатывали такие декларации, как им было удобно по форме и содержанию. Видимо, Минэкономразвития заметил, что не все заказчики составляют декларации надлежащим образом.

Обратите внимание

Так появилась унифицированная форма декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (Постановление Правительства РФ № 1169 внесло изменения в Постановление № 1352).

Теперь заказчики обязаны включать в состав закупочной документации унифицированную форму декларации.

Заказчики, которые не обязаны закупать у СМиСП

Ситуация: у заказчика выручка меньше двух миллиардов рублей. Как на него распространяется Постановление № 1352? Что такой заказчик должен делать или не делать в рамках закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства?

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. должен публиковать ежемесячный отчет со сведениями о договорах, заключенных по результатам закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства

Напомним, один из отчетов по 223-ФЗ, которые заказчик ежемесячно публикует не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, — это отчеты о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Большинство заказчиков вели такие отчеты и в 2014 и в 2015 году. По сути ничего для заказчиков с 2016 года не меняется. Но рекомендуем учитывать в работе разъяснения Минэкономразвития от 09.07.

2015 № Д28и-2082:

«Заказчики, которые не подпадают под действие приведенного положения (ПП№ 1352), при составлении отчетности указывают сведения о количестве договоров, заключенных с СМСП, а при отсутствии такой информации проставляют «0».

Комментирует Станислав Грузин, эксперт в области проведения закупок в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, ведущий вебинара про изменения в 223-ФЗ: 

Советы заказчикам, которые не применяют Постановление № 1352:

«Ошибочно считать, что если вы не закупаете товары, работы, услуги у СМиСП, то вы не публикуете ежемесячный отчет. Вести отчет надо, не было закупок у СМиСП – ставьте «0», в этом случае отчет считается заполненным. Также рекомендую не устанавливать условие о том, что в закупке могут участвовать только СМСП.

Если вы будете самостоятельно предоставлять какие-то преференции, связанные с проведением закупок только у СМСП, ваши действия могут расценить как нарушение закона о защите конкуренции. Постановление № 1352 на вас не распространяется, соответственно, устанавливать возможность ограничения участников вы не вправе».

Минэкономразвития в письме от 09.07.

2015 № Д28и-2082 отмечает: «Автономные учреждения, на которые не распространяется действие Постановления Правительства о закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), не вправе устанавливать условие о том, что в закупке по Закону № 223-ФЗ могут участвовать только СМСП».

Минэкономразвития отмечает, что требование представить в заявке декларацию, подтверждающую такой статус, также неправомерно. Данными выводами могут руководствоваться не только автономные учреждения, но и иные заказчики, в отношении которых указанное Постановление не действует.

  1. Заказчик по 223-ФЗ с выручкой меньше 2 млрд. руб. не должен публиковать годовой отчет о закупках у СМиСП (письмо Минэкономразвития от 03.06.2015 № Д28и-1507)

Если выручка не превышает 2 млрд. руб., отчет публиковать не нужно. Ни в случае, когда закупки у СМиСП действительно были, ни тем более, в случае, когда закупок не было. Ситуация, когда выручка заказчика составляет ровно 2 млрд. руб., также подпадает под это правило: годовой отчет не составляется. 

Инновационные закупки у СМиСП

У некоторых заказчиков есть обязанность проводить закупку инновационных товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство утвердило перечень таких заказчиков, а также годовой объем закупок, форму годового отчета и требования к его содержанию (Распоряжение Правительства РФ от 06.11.2015 № 2258-р).

Создан специальный орган, который контролирует закупки заказчиков у СМиСП, — АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства». 

Подробнее — в статье про инновационные закупки у СМиСП по 223-ФЗ. 

Источник: https://school.kontur.ru/publications/416

Единственные и неповторимые: закупки по 223-ФЗ идут на неконкурентной основе

Министерство экономического развития представило итоги мониторинга применения 223-ФЗ в первом полугодии этого года. Статистика для поставщиков печальная: госкомпании по-прежнему отдают предпочтение неконкурентным процедурам. Тем более что закон оставляет огромное поле для закупочных маневров.

За полгода 2016-го заказчики разместили в ЕИС 597 507 извещений о закупках. Общий объем по ним превысил 8,7 трлн рублей. Это на 12% больше, чем за аналогичный период 2015 года (570 372 извещения на 7,7 трлн).

39% (3,8 трлн рублей) от общего объема заключенных договоров пришлось на долю 5 крупнейших заказчиков: «Роснефть» (2,1 трлн рублей). ЗАО «РН-Транс» (507 млрд), АО «ФГК» (461 млрд), «Аэрофлот» (407 млрд), «Газпром» (383 млрд).

Колоссальное число закупок, а именно 96% от общего количества, прошло на неконкурентной основе: 51% – у единственного поставщика, 45% – «иными способами», так горячо любимыми госкомпаниями (их количество увеличилось на 7,2% по сравнению с 1 полугодием года прошлого). И только 4,7% закупок (капля в море!) заказчики провели посредством конкурсов и аукционов.

В рамках 223-ФЗ заказчикам есть, где развернуться: МЭР насчитало 3800 (!) способов определения поставщика. Тут и «наш любимый способ закупки», и «закупка на основе устойчивых хозяйственных связей», и «единственный источник», и «архивный способ», и даже «иной не запрещенный законом способ». Все перечисленное – маскировка закупок у единственного поставщика.

Чиновники признают: «Многообразие способов закупок негативным образом отражается на обеспечении прозрачности закупок и добросовестной конкуренции между участниками закупок, поскольку затрудняет подготовку к процедуре закупки, создает предпосылки для сговора недобросовестных заказчиков с поставщиками (подрядчиками, исполнителями)». Для поставщиков подобные выводы – давно не новость.

Разнообразие закупок в Минэкономразвития объясняют отсутствием в законе четких требований к их способам. «Самые эпохальные изменения, которые ждут 223-ФЗ, – это внедрение исчерпывающего перечня способов закупок и установление жестких требований к заключению договора», – говорил в мае этого года директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов.

«223-ФЗ должен четко регламентировать способы закупок, – соглашается с чиновником тендерный специалист ГК BiCo Екатерина Дементьева. – Сами заказчики не должны их изобретать, как происходит сейчас. Нужно, например, сформировать перечень способов закупок, а госкомпании уже будут выбирать из него подходящие для них, прописывать их в своих положениях о закупках».

Пока обещанные чиновниками «эпохальные» поправки не приняты Госдумой: большинство глобальных изменений 223-ФЗ после весенней сессии так и осталось проектом.

Малые, да удалые

Важно

По статистике Минэкономразвития, в 2016 году с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) заключено 9,5% от общего объема договоров (по данным отчетов заказчиков, размещенных в ЕИС; по реестру договоров еще меньше – 6,5%). Напомним, в рамках 223-ФЗ госкомпании в 2016 году должны отдавать малому бизнесу по прямым договорам 10% от общего объема.

Средняя стоимость контракта с МСП в первом полугодии составила 7 млн рублей.

Вместе с тем МЭР опубликовало случаи заключения договоров с малым бизнесом, стоимость которых значительно выше размеров предельной выручки компаний (малые предприятия – 800 млн рублей, средние – 2 млрд рублей).

Так, самым крупным договором, заключенным с субъектом МСП, стал контракт от «Газпрома» на 50,3 млрд рублей с ООО «НИПИ НГ Петон». «Данная практика может рассматриваться как формальное выполнение квоты закупок у субъектов МСП», – пишут чиновники в докладе.

Еще один яркий пример формализма – контракт все того же «Газпрома» с ООО «СГМ» (обозначен как субъект МСП). Сумма договора составила 6,2 млрд рублей. Для несведущих: ООО «СГМ» – это сокращенное название компании «Стройгазмонтаж», которой владеет Аркадий Ротенберг. Именно ему достался от Forbes титул «Короля госзаказа – 2016».

Как нетрудно догадаться, все крупные закупки проводились на неконкурентной основе.

В ближайшем будущем в качестве основной меры по расширению доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний МЭР видит увеличение годового объема прямых договоров с МСП до 15%. При этом чиновники не уточняют, что помешает госкомпаниям и дальше выдавать крупных поставщиков за малые предприятия и лишь формально выполнять квоту?

В самих госкомпаниях, естественно, не согласны с предложением МЭР по увеличению квоты.

Так, НК «Роснефть», которая регулярно строчит письма по отсрочке реформы 223-ФЗ правительству и профильным ведомствам, высказывает мнение: рано отдавать МСП 15% контрактов (квота должна выполняться уже со следующего года).

Читайте также:  Ипотека для матерей-одиночек: шансы на получение, условия и поддержка государства

По мнению госкомпании, малые предприятия не всегда могут поставить необходимые работы или товары, поэтому при определении квоты необходимо учитывать специфику заказчика. С нефтяной госкомпанией солидарны «Россети».

«Вряд ли увеличение квоты что-то кардинально изменит, – считает тендерный специалист BiCo Екатерина Сулло. – Эта мера не настолько действенна, насколько власти придают ей значение.

Совет

У малого бизнеса зачастую нет возможности и ресурсов выполнить какой-то заказ госкомпании, соответственно, заказчик не может разместить крупный, технически сложный заказ для МСП.

В законе нужно четко прописать наименования товаров, работ и услуг, которые госкомпании должны закупать у малого бизнеса. Кроме того, нужно жестко контролировать, кто является выгодополучателем по контракту.

Ничего не мешает подрядчику, который является МСП, спустить заказ субподрядчику, не являющемуся, в свою очередь, субъектом малого предпринимательства. Как правило, подобные МСП создаются в качестве «прослойки» для участия и побед в закупках».

Лучше меньше

В I полугодии 2016 года с ЕИС было интегрировано 170 электронных торговых площадок (ЭТП), на которых могут проходить торги по 223-ФЗ. Общий объем тендеров, проведенных на них, превысил 2,4 трлн рублей (28% от общего объема закупок). Для сравнения: в 2015-м за аналогичный период на ЭТП провели тендеров на 1,8 трлн рублей.

Половина закупок (49%) прошла на трех площадках-лидерах: ЭТП ГПБ (490 млрд рублей), B2B-Centre (354 млрд рублей) и ЭТП ОАО «РЖД» (328 млрд рублей). 99% тендеров в электронной форме прошло только на 43 площадках, на 7 провели 1 закупку, на 42 – ни одной.

«Неограниченное число электронных площадок вынуждает потенциальных участников закупок проходить аккредитацию на значительном количестве таких площадок, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат», – пишет МЭР.

Чиновники предлагают вполне логичную панацею: «Данную проблему планируется решить посредством ограничения количества операторов электронных площадок и установления к ним единых требований». С соответствующей инициативой Минэкономразвития выступает не единожды, но закрепить ее законодательно чиновникам до сих пор не удалось.

«Если говорить о торговых площадках, на которых проходят торги по 223-ФЗ, то здесь две основные проблемы, – поясняет Екатерина Дементьева. – Первая заключается в том, что многие ЭТП требуют спецключи. Например, ключ РЖД подойдет только к РЖД – ни к какой другой площадке.

Спецключи – это немалые деньги и время на изготовление. Вторая проблема – это тарифы. Так, на ЭТП ГПБ, для участия в закупках до 10 млн в течение одного года, нужно заплатить 30 тыс. рублей одним платежом.

При этом неизвестно: примешь ты участие в нескольких тендерах или в одном, одержишь ли хотя бы раз победу. А ведь именно закупки до 10 млн являются самыми привлекательными для малого и среднего бизнеса.

Чтобы расширить доступ МСП к площадкам, на которых идут закупки по 223-ФЗ, нужно, конечно, ограничить число площадок, снизить тарифы или заменить их фиксированными депозитами, которые перечисляются оператору ЭТП в случае победы».

Что касается ограничения количества ЭТП, то тут основным критерием, по мнению экспертов, должно стать отсутствие аффилированности площадок с заказчиком: операторами ЭТП могут быть лишь сторонние организации, никак не связанные с госкомпаниями.

Кстати, в новом варианте поправок к закону Минэкономразвития заметно пошло навстречу компаниям с госучастием: все основные ограничения (в том числе, уменьшение количества ЭТП до пяти) могут коснуться лишь лотов с ценой до 5 млн рублей, тогда как изначально фигурировала цена 200 млн. Цифра, прописанная в последней редакции поправок, смехотворная, заключают эксперты.

Тендер с препятствием

Судя по докладу, препоны для участников тендеров – излюбленное дело заказчиков.

«По результатам проведения процедур контрольного участия в закупках установлено, что одной из причин, затрудняющих участие в закупке субъектов МСП, являются избыточные требования, устанавливаемые заказчиками к заявке на участие в закупке и документам, входящим в ее состав.

Обратите внимание

Данную проблему предполагается решить путем установления исчерпывающего перечня документов, которые заказчики вправе потребовать в составе заявки от участников закупки, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также требований к указанным документам», – предлагают чиновники.

«Зачем писать трактаты для закупки, например, канцтоваров?», – поддерживает МЭР Екатерина Сулло. При этом эксперт рекомендует законодательно закрепить финансовую границу, до которой заказчик не сможет устанавливать дополнительные требования.

Минэконом также предлагает расширить перечень случаев, когда участник закупки может жаловаться в ФАС на действия заказчика. Сейчас статистика регулятора, прямо сказать, не впечатляет: за 6 месяцев в центральный аппарат ФАС было подано 190 жалоб (в 2 раза больше, чем за тот же период прошлого года). 66 из них признаны обоснованными, выдано 27 предписаний по результатам рассмотрения.

«Увеличение случаев обжалования в антимонопольный орган действий (бездействия) заказчика позволит участникам закупки существенно упростить защиту своих законных прав и интересов, увеличит возможности контроля закупок отдельных видов юридических лиц», – полагают в МЭР.

«Какие именно случаи для обжалования хотят добавить чиновники, не совсем понятно, – недоумевает Екатерина Сулло. – Поставщики и сейчас могут жаловаться на результаты торгов, на документацию, на действия заказчиков».

По мнению тендерного специалиста, нужно не перечни расширять, а буквально на пальцах объяснять участникам торгов, что такое жалоба, как и куда ее писать.

Многие поставщики до сих пор воспринимают жалобу по сложности сродни исковому заявлению в суд, потому и неохотно подают ее в ФАС.

«Вообще, сейчас 223-ФЗ написан таким образом, что это не закон о закупках, а некий рекомендательный документ без жестких и четких рамок для заказчиков, – подытоживает руководитель тендерного отдела BiCo Анна Крайнева.

– Он позволяет госкомпаниям осваивать деньги, как они того хотят, выбирать только тех поставщиков, которым хотят отдать контракт. По сути, заказчики осуществляют закупки для галочки, конкурентной среды нет.

Все закупочные процедуры, проводимые госкомпаниями, должны быть жестко регламентированы законом: всё должно быть предельно прозрачно, открыто и доступно для поставщиков».

Материал является собственностью bicotender.ru. Любое использование статьи без указания источника — bicotender.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Источник: https://www.bicotender.ru/articles/zakupki-po-223-idut-na-nekonkurentnoy-osnove.html

Закупки у субъектов малого предпринимательства 44 и 223 ФЗ

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы. 

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли.

При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.

2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП.

В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год  — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

  1. сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

  2. сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

  3. сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

  4. сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть Реестр МСП.

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ.

Для заказчиков, работающих согласно Закону о контрактной системе, выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

  1. открытый конкурс;

  2. конкурс с ограниченным участием;

  3. двухэтапный конкурс;

  4. электронный аукцион;

  5. запрос котировок;

  6. запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе подрядчика из числа СМП, СОНКО.

Важно

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

C 18 октября 2017 года были внесены изменения в законодательство, которые коснулись следующих моментов:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466, теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.
Читайте также:  Земля в аренде с домом — как оформить в собственность?

Расчет объема закупок 44 ФЗ

Согласно ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ, заказчик при расчете объема закупок не должен включать торги:

  1. для обеспечения обороны и безопасности государства;

  2. услуг по предоставлению кредита;

  3. у единственного поставщика;

  4. по проведению работ с использованием атомной энергии;

  5. в которых применяются закрытые способы определения поставщиков.

При этом торги по 1, 4 и 5 пунктам из этого списка заказчик вправе осуществить с участием СМП, СОНКО и тогда они будут учитываться в объеме закупок, совершенных у субъектов малого и среднего предпринимательства и будут включены в отчет, который составляется по итогам года о заключенных контрактах.

При проведении таких тендеров, заказчик должен указать ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При подаче заявки на участие участник должен декларировать свою принадлежность к указанной группе

В случае, если определение поставщика было признано несостоявшимся, то организатор вправе провести торги на общем основании, отменив ограничение по принадлежности участников к субъектам МСП. Такой заключенный контракт не будет засчитан в объем закупок, проводимых только среди СМП и СОНКО.

По итогам года каждый заказчик обязан подготовить отчет об объемах закупки у СМП, СОНКО и разместить его в ЕИС до 1 апреля следующего года. Отчет должен содержать информацию о контрактах заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и информацию о несостоявшихся закупках у данных организаций.

Санкции за нарушение объемов закупок у СМП по 44-ФЗ

Согласно ч. 11 ст. 7.30 КоАП заказчики, нарушившие требование законодательства об объеме совершенных закупок у СМП, СОНКО, несут ответственность и должны заплатить административный штраф, в размере 50 тысяч рублей, который накладывается на должностное лицо.

На практике все не так однозначно, поэтому существуют другие варианты взысканий.

Ч, 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность уменьшения суммы взыскания, с учетом наличия исключительных обстоятельств.

Также, в судебной практике ФАС уже был прецедент, когда заказчиком не было исполнено требование совершить за отчетный год закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от общего числа закупок, и при этом штраф на него не был наложен. Заказчик смог доказать, что его вины в сложившейся ситуации не было, т.к. торги были признаны не состоявшимися по независящим от него обстоятельствам.

Подводя итоги можно сказать, что законодательство РФ предусматривает санкции за неисполнение требований ст. 30 44-ФЗ, но каждый отдельный случай необходимо индивидуально, т.к. в зависимости от обстоятельств нарушения и поведения должностного лица, допустившего данное нарушение принятые меры могут сильно различаться.

Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ

Постановление правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц» устанавливает группу компаний-заказчиков, которые в обязательном порядке должны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а также правила проведения таких торгов.

Данное положение устанавливает, что объем закупок отдельных групп заказчиков у СМСП должен составлять не менее 18% от общей годовой стоимости контрактов компании, заключенных по итогам торгов. При этом договоров, заключенных по результатам торгов, в которых имеют право участвовать только СМП, должно быть не менее 15%.

Эта норма действует с 1 января 2018 года — общая стоимость контрактов, заключенных по итогам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 15% от общего объема заключенных контрактов по итогам года — Постановление Правительства РФ от 19.08.2016 N 819.

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/tender-stati/smp

Практика корпоративных закупок по ФЗ-223. Порядок участия и проведения торгов, запросов предложений и котировок. Закупки с приоритетом. Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства

СЕМИНАР В МОСКВЕ + Онлайн-трансляция 

Время проведения: 20-21 ноября 2018

Семинар посвящен актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ. Опытные эксперты, включая специалиста ФАС России, представят последние изменения в регулировании закупок, обзор нормативной базы и лучших закупочных практик по №223-ФЗ, ответят на вопросы слушателей, а также дадут обоснованные рекомендации по проблемам проведения и участия в закупках по 223-ФЗ.

Семинар предназначен для: Руководителей и специалистов госкорпораций, госкомпаний, хозяйственных обществ, обязанных проводить закупки по закону № 223-ФЗ, автономных, бюджетных учреждений, членов закупочных комиссий заказчиков; специалистов тендерных отделов и отделов продаж компаний-поставщиков (подрядчиков), субъектов малого и среднего предпринимательства.

С января 2018 года вступают в силу нормы о типовых положениях о закупке; изменяется сфера регулирования закона № 223-ФЗ; вводятся новые основания для обжалования закупок в ФАС России; предусмотрена возможность использования корпоративных и региональных информационных систем; вводится ведомственный контроль в сфере закупок. С 1 июля 2018 года вступают в силу новые правила осуществления конкурентных закупок по 223-ФЗ, в т.ч. правила описания предмета договора, правила и запреты для установления обеспечения заявок, новые требования к содержанию протоколов, сроки заключения договоров по результатам закупок, обязанности операторов электронных площадок. Закупки с участием только субъектов МиСП будут проводиться исключительно в электронной форме на площадках, работающих по закону № 44-ФЗ. Изменяются требования к заявкам на участие в таких закупках, регламентация этапов конкурентных процедур и сроки их проведения, установлена обязанность по заключению договоров в электронной форме.

Последним изменениям в регулировании закупок по 223-ФЗ, сложным вопросам практики осуществления корпоративных закупок посвящен данный семинар» с участием экспертов и представителя ФАС России.

Участникам семинара предоставляется комплект методических и нормативных материалов в печатном и электронном виде, включающий: нормативно-правовые акты по закону 223-ФЗ, разъяснения Минфина, ФАС и Минэкономразвития; образцы Положений о закупке, закупочной комиссии, документации о закупке; формы протоколов, приказов по осуществлению закупок; должностную инструкцию специалиста отдела закупок; методику оценки заявок участников конкурсов и запросов предложений; тематические подборки решений ФАС (УФАС), арбитражных судов по спорам по 223-ФЗ.

ПРОГРАММА

Нормативно-правовое регулирование закупок.

  • Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Гражданский кодекс, закон 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  • Постановления Правительства №№ 925, 1169, 1352, 1132, 908, 932, 616 и др.
  • Обзор нормативной базы и последних изменений законодательства о закупках. Влияние контрактной системы на правила закупок по закону № 223-ФЗ.

Последние изменения общих правил осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.

  • Изменения сферы регулирования закона № 223-ФЗ в 2018 году.
  • Типовые Положения о закупке. Порядок применения типовых положений. Неизменяемые правила в типовых положениях.
  • Конкурентные и неконкурентные закупки. Способы осуществления конкурентных закупок с 1 июля 2018 года.
  • Новые основания для обжалования закупок в ФАС России в 2018 году.
  • Правила описания предмета закупки с 1 июля 2018 года.
  • Особенности осуществления закупок по закону № 44-ФЗ в случае несоблюдения требований, предусмотренных законом № 223-ФЗ.

Положение о закупке.

  • Структура, особенности для различных заказчиков, обзор типовых положений.
  • Рекомендации по изменению и дополнению Положения о закупке, с учетом изменений закона № 223-ФЗ и практики его применения.
  • Стандарт закупочной деятельности по 223ФЗ от ФАС России: необходимые изменения в регулировании закупок.

Практика планирования закупок.

  • Обзор основных нарушений при составлении и размещении планов закупки.
  • Планирование закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции. Перечень закупок у СМиСП.
  • Оценка и мониторинг соответствия планов закупки, проектов планов, изменений планов и проектов изменений в части соответствия законодательству о развитии малого и среднего предпринимательства.

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).

  • Структура, содержание, новые требования к размещению и неразмещению информации о закупках.
  • Развитие и последние изменения функционала ЕИС по 223-ФЗ.
  • Реестр заказчиков.
  • Перечень и виды информации о закупках, которая не размещается в ЕИС.
  • Корпоративные, региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок. Приоритет информации, размещенной в ЕИС.

Порядок, этапы проведения запроса предложений, конкурса, запроса котировок (цен), электронного аукциона.

  • Извещение. Документация о закупке. Разработка технических заданий, проекта договора. Практика обжалования документации о закупке.
  • Требования к участникам закупок: обязательные и дополнительные. Квалификация участников: требование и критерий оценки заявок. Требования к субподрядчикам, соисполнителям, изготовителям товара, являющегося предметом закупки.
  • Тренинг: разработка документации о закупке, обязательные требования и рекомендации, выявление и исправление ошибок.
  • Комплекс мер против недобросовестных поставщиков.
  • Рассмотрение и оценка заявок. Основания для отклонения заявок.
  • Правила установления критериев, подкритериев (показателей) для оценки заявок. Примеры и условия применения.
  • Тренинг: определение правомерности или неправомерности отклонения заявок участников на примере конкретных закупочных ситуаций.
  • Закупки с приоритетом: требования к документации о закупке, составу и содержанию заявки на участие, порядку оценки заявок. Практика осуществления закупок с приоритетом.
  • Тренинг: проведение запроса котировок и запроса предложений с предоставлением приоритета.
  • Дополнительные процедуры: квалификационный отбор, переговоры, «переторжка», подача альтернативных заявок и др.
  • Лучшие закупочные практики по 223-ФЗ: примеры закупок, анализ документации, протоколов.

Новые правила для проведения конкурентных закупок с 1 июля 2018 года.

  • Порядок разъяснения положений извещения и документации при проведении конкурентной закупки;
  • Обеспечение заявки: размеры, способы предоставления, порядок возврата, случаи, когда обеспечение не возвращается. Запрет на установление обеспечения заявки, если НМЦД не превышает 5 млн. руб.;
  • Новые правила отмены процедур закупок;
  • Требования к протоколам конкурентных закупок;
  • Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки;
  • Требования и порядок проведения конкурсов, аукционов, запросов предложений, запросов котировок с 1 июля 2018 года;
  • Алгоритмы проведения конкурентных процедур закупок;
  • Требования к проведению конкурентных закупок в электронной форме.

Обязательные закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства № 1352. Способы закупок у СМиСП. Обязательные требования к закупкам, составу заявки. Отчетность о закупках у СМиСП.

Порядок проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, запроса предложений в электронной форме с участием только СМиСП.

  • проведение закупок на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными законом № 44-ФЗ;
  • порядок предоставления обеспечения заявок при работе на площадках по 44-ФЗ; договор специального счета;
  • требования к заявкам на участие в конкурентных закупках в электронной форме с участием только СМиСП;
  • заключение договора в электронной форме на электронной площадке; протокол разногласий.

Порядок проведения закрытых конкурентных закупок.

  • Случаи и способы проведения закрытых конкурентных закупок.
  • Особенности документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме.
Читайте также:  Что такое регистрация права собственности на земельный участок и как она проводится?

Участие в закупках по ФЗ-223.

  • Анализ документации о закупке, заказчика, оценка целесообразности и эффективности участия в закупке.
  • Требования к участникам и составу заявки.
  • Практика обжалования необоснованных и неизмеряемых требований.
  • Подготовка заявки.
  • Практика обжалования отклонения заявок.
  • Ответственность поставщиков. Реестр недобросовестных поставщиков.

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

  • Основания закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  • Оформление неконкурентных закупок и размещение информации в ЕИС.
  • «Рамочные» договоры, пролонгация договоров.
  • Практика контроля неконкурентных закупок.

Контроль в сфере закупок по 223-ФЗ.

  • Полномочия ФАС России в сфере контроля закупок по 223-ФЗ.
  • Прокурорские проверки в сфере закупок.
  • Ведомственный контроль в сфере закупок.
  • Обжалование действий заказчиков, операторов электронных площадок. Аннулирование процедур, предписания. Административная практика ФАС.
  • Обзор судебной и административной практики применения закона № 223-ФЗ: сроки и порядок заключения договора; требования документации, ограничивающие количество участников; правомерность отказа заказчика от заключения договора и др.
  • Административная ответственность заказчиков (должностных и юридических лиц) за нарушение требований закона № 223-ФЗ. Порядок и практика применения.

Порядок заключения и исполнения договоров.

  • Контроль исполнения договоров. Изменение и расторжение договоров. Размещение информации об изменении и исполнении договоров в ЕИС.
  • Реестр договоров ЕИС: структура, содержание, требования Федерального Казначейства к размещению информации.
  • Отчетность о закупках по 223-ФЗ. Изменение требований к отчетности с 1 июля 2018 года.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

БОГАЦКАЯ Софья Германовна

Преподаватель, аккредитованный в ЗАО «Сбербанк-АСТ». Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223.

НИКИТИНА Екатерина Владимировна

Заместитель начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы (ФАС России).

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ

Стоимость участия в ОЧНОМ формате — 22 800 рублей, в ONLINE — 18 200 рублей.

При единовременном участии двух и более сотрудников в одном мероприятии предоставляется скидка — 7 %.

В стоимость обучения входит: Методический материал, обеды, кофе-паузы.

Документ по окончании обучения: Сертификат об участии в семинаре.

Иногородним клиентам оказывается помощь в бронировании гостиницы на период прохождения семинара.

Получить более подробную информацию и записаться на обучение можно на сайте организатора, по телефону  +7495 698 6364 или по электронной почте ask@fcaudit.ru.

Источник: https://zakon.ru/Conference/Conference/5440

Закупки у СМП по 223 ФЗ

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Часть 8 статьи 4 Закона 223 ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета.

Также реализовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц»

Совет

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (п. 5 Положения).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ(с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

Результат в цифрах:

100%

составляет размер максимального авансирования по коммерческим закупкам для СМиСП

Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по комплексному сопровождению государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, по условиям которой Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами!

Обратитесь к нам, расскажите о Вашем бизнесе или проекте

И мы поможем Вам реализовать идею Вашей мечты!

Рассказать о себе

Основные преимущества закупок субъектов МСП по 223-ФЗ

ФЗ применяет обозначение субъекты МСП — «Малого и Среднего Предпринимательства».

В законодательстве не утвержден формат участия малого бизнеса в конкурентных отборах, но существует  Постановление Правительства № 1352, определяющее условия подобных тендеров.

Регламентирует работу по данному постановлению Акционерное Общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Утверждены условия закупок: если доход корпорации более 2 млрд. рублей, то с 2016 года такие компании обязаны выделить для МСП тендеров и закупок у единственного поставщика не менее, чем на 18% от годового объема сделок.

Организация утверждает в своем положении о закупочной деятельности ОКПД2 всех товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в рамках поддержки у субъектов МСП. При стоимости контракта менее 50 млн.

рублей, заказчик в обязательном порядке проводит тендер для субъектов МСП. Для того чтобы получить 

Обратите внимание

В случае, если организация не разместит для субъектов МСП нужное количество тендеров и не опубликует данные об этом или опубликует неверную информацию, то с 1 февраля и до конца календарного года заказчику придется размещать контракты в рамках 44-ФЗ, а он, как известно, намного строже — это повлечет за собой огромные финансовые потери.

Виды тендеров определяет сама организация в своем положении о закупочной деятельности. Малое предприятие может поучаствовать в тендере или в закупке у единственного поставщика, а также выйти на аукционом с условием привлечь МСП на субподряд.

Для подачи документации на тендер, также как и по 44-ФЗ, поставщики прикладывают декларацию о соответствии СМП. А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.

Результат в цифрах:

18%

обязаны закупать у малого бизнеса все заказчики по 223 ФЗ

Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 223 ФЗ:

  • Авансирование по закупкам утверждается от 30% до 100%;
  • Сроки расчетов по выполненным работам — строго от 5 до 15 дней;
  • Размер обеспечения заявки не может быть более 2%;
  • Обеспечение исполнения контракта часто отсутствует;
  • На тендеры не могут подаваться крупные компании-конкуренты;
  • Программа партнерства с дополнительными льготами и возможностью работы без тендера.

Из ближайших нововведений в ФЗ утверждается  Законопроект № 821534–6, который сформирует полный список допустимых способов проведения тендеров и ключевые инструкции для заказчиков (сейчас в ЕИС более 14 тысяч различных способов проведения закупок), а также утвердит перечень электронных площадок по 223-ФЗ. Это упростит формат аккредитации участников на ЭТП и сам процесс подготовки к участию в тендерах.

Требования по проведению закупок у малого бизнеса по 223 ФЗ

В рамках исполнения требований федерального закона и программы развития малого бизнеса, все заказчики обязаны проводить следующие действия:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМП;
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. В рамках календарного года закупить у СМП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2017 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2017 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

  1. Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
  2. Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
  3. В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

С чего начать, что бы найти подходящую закупку для малого бизнеса по 223 ФЗ

Вы можете заняться самостоятельным поиском нужной информации, купить программу для мониторинга закупок, нанять в штат тендерных специалистов с подходящим опытом или подать заявку в Центр Поддержки Предпринимательства и мы окажем Вам весь комплекс требуемых услуг по самым демократичным ценам с гарантией положительного результата.

Результат в цифрах:

1 месяц

составляет усредненный срок для заключения первых успешных контрактов

Мы оперативно проверим Вашу организацию на соответствие всем критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, закажем выписку из РСМП и сообщим о результате. После этого мы согласуем с Вами договор о сотрудничестве и проведем подготовку учредительных документов и деклараций, требующихся для дальнейшей работы с тендерами и финансированием.

Когда подготовка будет завершена, мы назначим Вам персонального менеджера, который будет в ручную отбирать сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов, а также предоставим доступ в Многофункциональный Кабинет, который обеспечит Вас всей нужной информацией.

Источник: https://cpp-group.ru/zakupki-u-smp/zakupki-u-smp-po-223-fz/

Ссылка на основную публикацию