Права и обязанности ученика: правила поведения в школе и пути решения конфликтных ситуаций

В помощь молодому преподавателю

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное.

А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя.

Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

Обратите внимание

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Важно
Обратите внимание

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

[/su_box]

Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Совет

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Важно

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Обратите внимание

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть.

Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Важно

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем.

На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте.

Совет

Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения.

Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Совет

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение.

Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Е.И.Семенцова

Источник: http://sok.bspu.ru/YangPed2/?p=208

Роль классного руководителя в решении школьных конфликтов

Роль классного руководителя в решении школьных конфликтов

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное.

Читайте также:  Можно ли сдать карту тройка в кассу метро и вернуть деньги: как это правильно сделать?

А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя.

Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями. 

Обратите внимание

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогомдеструктивногостолкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивнымявляется конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме.

Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.

  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

Важно
Обратите внимание

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности.

[/su_box]

Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо.

Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Совет

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Важно

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон.

Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям.

Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику.  Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Обратите внимание

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным  
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное.

Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть.Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Важно

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем.

На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте.

Совет

Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом.

После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения.

Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется.

Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение.

Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/rol-klassnogho-rukovoditielia-v-rieshienii-shkol-nykh-konfliktov.html

Конфликты в школьном коллективе: учим ребенка самостоятельности

Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе?  Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками?  Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно?  На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова

ЗАКОНЫ СТАИ

Читайте также:  Как лишают родительских прав мать?

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются  лидеры и «отверженные».  Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно этот факт актуален для определенных возрастных  периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится  мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой  и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие  дуэлянты часто становятся друзьями  неразлей вода.

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО

Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять  решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно.

От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и  выслушать ребенка без морализаторства.

В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно.

Обратите внимание

В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном», то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию.

Не всегда полезно  ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы.

Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

ОДИН ЗА ВСЕХ

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс.

На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения  внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс.

  Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.

По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды.

Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников.

Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях  «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования  можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу.

Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения.

Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем.

Важно

Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать.

Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.

Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги  командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан», ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся  четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:

 +79048122996, психолог Абрамова Елена

+79123144065, психолог Макарова Анжела.

11.11.2013

Расскажите об этом друзьям →

Источник: http://CityforKids.ru/konflikty-v-shkolnom-kollektive-uchim-rebenka-samostojatelnosti/

Конфликтные ситуации между учителями и учениками школы: какие правовые основания существуют для их разрешения?

Истоки взаимных претензий учеников и учителей могут быть разными. Нередко способный ребенок может лениться, вызывая к себе негативное отношение педагога.

Встречаются и обратные ситуации, при которых учащийся возмущается недооценкой преподавателем своих задатков и его фаворитизмом в отношении других ребят.

Сложные отношения между сторонами могут возникать и в результате спорного поведения учеников.

Накапливаясь, эти причины могут приводить к весьма серьезным конфликтам. Кто же прав в тех или иных сложных ситуациях и что делать для их преодоления?

Ответы на многие вопросы содержатся в законе «Об образовании» (273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.) и уставах образовательных учреждений.

Ситуация связанная с систематическим неудовлетворительным поведением ученика

В случаях, когда учащийся отличается не адекватным стандартному учебному процессу поведением, неизбежны конфликты между сторонами. Они могут сохраняться на протяжении продолжительного времени. Их главный вред заключается в негативном влиянии на процесс обучения всех детей в классе.

Одним из способов решить проблему поведения служит привлечение к участию родителей обучающегося.

Если меры домашнего воспитания не действую, существует механизм, предусмотренный ст. 42 Закона «Об образовании». Для детей с проблемами воспитания создаются коррекционные классы. Перевод проблемного ребенка на такой режим обучения происходит по решению консилиума, состоящего из психолога и педагогов.

Конфликты из-за неудовлетворительных оценок

Если ученик получает отрицательные оценки в процессе освоения предмета, это также может стать причиной его сложных отношений с учителем. При этой проблеме средством коммуникации преподавателя и родителей служит дневник. Увидев регулярные сложности ребенка с изучением отдельного предмета, они должны оказать помощь.

Следует помнить, что текущие оценки, в том числе отрицательные, отражают не только мнение педагога о знаниях ученика, но и оказывают стимулирующее воздействие для лучшего изучения материала.

Совет

Бывают случаи, когда конфликт между сторонами имеет истоки, не относящиеся к процессу обучения, но, по мнению ученика и его родителей, отражающийся на мнении преподавателя об уровне знаний ребенка. Уставами школ предусматривается возможность сдачи итоговой годовой работы специальной комиссии. Для этого обучающийся или его родители должны представить соответствующее заявление.

Недопустимо ставить отметки за плохое поведение. Такой способ аттестации применим исключительно для оценивая уровня знаний.

Инциденты с мобильными телефонами и другими устройствами

Сегодня у каждого ребенка есть телефонная трубка для постоянной связи с родителями. Во время уроков дети могут баловаться, звоня друг другу и другими способами снижать эффективность обучения. Нередко это вызывает жесткую реакцию педагога, отбирающего устройство.

Такое решение недопустимо, поскольку нарушает права собственности.

Разрешить ситуацию можно, обратившись к родителям с требованием объяснить ребенку недопустимость создания помех во время уроков.

Удаление из класса за плохое поведение

Данная мера входит в арсенал методов воздействия почти всех преподавателей. Но насколько она правомерна?

Выгонять или препятствовать допуску на урок опоздавшего ученика ни в коем случае нельзя. Это нарушает базовое конституционное право на образование, установленный в ст. 43 Основного закона.

Если учащийся постоянно нарушает дисциплину, влияя на эффективность преподавания предмета, существуют описанные выше методы решения проблем.

Источник: https://xn--80aaif6bu.xn--p1ai/poleznaya-informatsiya/konfliktnye-situatsii-mezhdu-uchitelyami-i-uchenikami-shkoly-kakie-pravovye-osnovaniya-sushchestvuyu/

Источники и особенности конфликтных ситуаций в школе

В процессе адаптации к образовательной среде происходит развитие адаптационных механизмов учащихся.

В свою очередь недостаточная и несвоевременная их тренировка может стать препятствием на пути адаптации школьников.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность, агрессия), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе:

§ Проблемы адаптации школьников являются источниками конфликтов.

§ Основную группу школьных конфликтов образуют конфликты, связанные с недостатками в организации учебного процесса.

В младшем школьном возрасте выделяются следующие конфликты:

1) Конфликты эмоционального неблагополучия — связаны с изменением социальной ситуации развития, с тем, что ребенок меняет свой образ жизни и соответственно требования взрослых к ребенку завышены.

2) Конфликты самооценки — проявляются в реактивных состояниях по поводу оценки деятельности, которая воспринимается ребенком как самооценка.

3) Адаптационные конфликты — связаны с изменением социального окружения.

4) Конфликты из-за отсутствия навыков саморегуляции.

5) Коммуникативные конфликты, связанные с несформированностью навыков общения.

6) Конфликты в личных отношениях — за высокий статус в детском коллективе, что вызывается потребностью в самоутверждении у детей с сильно развитой волевой сферой.

Культурное поведение, по мнению психологов, следует тренировать так же, как решение арифметических задач или умение грамотно писать. Рекомендуется проводить в школе специальные тренинги и занятия по предупреждению агрессии.

Такие занятия в первых–четвертых классах включают в себя несколько направлений:

Обратите внимание

1) Создание чувства безопасности. Его недостаток является одной из причин агрессивного поведения. Потребность в безопасности и защите — одна из основных потребностей человека, и ее отсутствие, чувство страха, вины, стыда в свою очередь вызывают защитные реакции в виде готовности к агрессии.

2) Формирование позитивного отношения к самому себе, которое связано с удовлетворением потребности в признании и оценке окружающих.

3) Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Агрессивные дети обычно отвергаются сверстниками и испытывают чувство вынужденного одиночества и изоляции. Они объединяются с такими же детьми в группы, что усиливает агрессивные тенденции. Поэтому очень важно научить детей заводить и поддерживать дружеские отношения со своими сверстниками;

4) Формирование умения ставить цели. Для этого очень важно своевременно поощрять инициативу, интерес к работе других, исследование всего нового. Для развития инициативы важно признание взрослыми прав ребенка на любознательность и творчество.

5) Развитие навыков правильного поведения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.

Кроме того, большое влияние на конфликтное поведение школьников оказывает личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах личностный стиль общения и педагогическая тактика «сотрудничество» обусловливают наиболее бесконфликтные отношения детей друг с другом.

Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов. Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе.

Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте.

Важно

Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешении конфликта других учеников, особенно лидеров класса.

Переход из начальной школы в среднюю также несет на себе существенные изменения образовательной среды ребенка: вместо одного учителя, к которому ребенок уже привык, появляются несколько учителей предметников.

Ученик вынужден адаптироваться к более тонким изменениям, которые предъявляет к нему среда: он должен разобраться в манерах поведения, стилях деятельности различных педагогов.

Кроме того, в процессе обучения на второй ступени ученик сталкивается с проблемами переходного возраста, которые накладывают свой отпечаток на осуществление учебной деятельности.

Подростку наиболее свойственны в этом возрасте такие качества, как импульсивность, нетерпеливость, сниженная ответственность, меньшая уверенность в себе и социальная смелость.

Большинство параметров имеет тесную связь со сферой общения.

Он хочет быть субъектом общения, но поскольку условий для этого не создано, он сам, как умеет, захватывает «коммуникативное пространство»: грубит, отказывается подчиниться, нарушает дисциплину.

Стремление быть лидером без необходимых коммуникативных навыков порой приводит к конфликтным ситуациям как со сверстниками, так и со взрослыми.

Также можно выделить такое свойство характера подростка, как пониженная самооценка, которая наблюдается у большинства детей с нарушениями адаптации. Она выражается в неуверенности в себе, зажатости, боязни сделать ошибку.

Основные конфликты подросткового возраста:

Совет

Деятельностный конфликт, приводящий подростка к поступку, на основе которого формируется самоотношение подростка и который определяет способность к преодолению преград.

Мотивационный конфликт – связан со следующими мотивами: обособление и объединение.

Эмоциональный конфликт – связан с накоплением эмоционального напряжения не разрешенного ранее.

Конфликт самостоятельности и ответственности.

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе у подростков связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций.

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка.

В результате анализа психоэмоционального состояния пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам (школьная, самооценочная, межличностная) можно сказать, что наибольшую тревогу у подростков вызывают: межличностная и самооценочная тревожность.

Основные причины тревожности связаны с переживаниями социального стресса (социальными контактами со сверстниками), потребностями в достижении успеха, страхом самовыражения, ситуацией проверки знаний (особенно публичной), страхом в отношении с учителями.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности.

Обратите внимание

Существуют стратегии поведения, которые используют ученики в конфликтных ситуациях, среди них: соперничество.При этой стратегии ребенок стремится настоять на своем, достичь желаемого, во что бы то ни стало, действует целенаправленно, напористо, активно отстаивает собственную позицию.

Компромисс отличается двоякой направленностью – на результат и на сохранение отношений. Оба ребенка не останутся в проигрыше, но своих интересов и потребностей не достигнут в полной мере. Это высокопродуктивная стратегия.

Уход. Это стратегия, при которой один или оба участника конфликта уклоняются от конфликтного столкновения, жертвуя как своими и партнера интересами, так и взаимоотношениями.

Уступка. В этом случае один из участников конфликта идет на уступки, отказывается добиваться своего. Тем самым второй достигает нужного ему результата, а первый приспосабливается к сложившемуся положению

Сотрудничество. При этой стратегии оба участника стремятся к взаимному выигрышу. Это совместные активные действия, направленные на возможно полное удовлетворение интересов конфликтующих сторон при сохранении взаимоуважения.

Учитель организует работу по обучению детей навыкам эффективного поведения в конфликтах и их конструктивного разрешения.

Кроме того, в настоящее время существуют восстановительные технологии, которые включает в себя обучение школьников навыкам медиаторской деятельности, организация работы школьной службы примирения в образовательном учреждении.

Одной из целей работы школьной службы примирения является социальная реабилитация участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия.

Важно

Задачами ШСП является проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов; обучение школьников методам урегулирования конфликтов

Для предотвращения проявлений агрессии и конфликтных ситуаций в школе для пятиклассников рекомендуются следующие упражнения.

«Коробочка с предложениями».Необходимо дать возможность учащимся высказать свои предложения о том, как правильно вести себя. Некоторые идеи можно записать на доске. Список правил следует переписать на листок и вклеить в дневник. Поставьте «Коробку с предложениями» на видное место в классе и объявите, что любое предложение будет учтено.

«Тетрадь достижений». Цель – фиксация внимания на позитивных достижениях. Пусть каждый ученик заведет тетрадь, в которой будет регулярно отмечать свои достижения в течение года. При этом, необязательно отмечать только самые большие «подвиги», важно фиксировать и небольшие успехи в любой деятельности.

Следует начать заполнение тетради со своих прошлых достижений, а затем примерно раз в неделю добавлять новые.

Время от времени учитель просит детей заглядывать в тетрадь, чтобы поразмыслить над такими вопросами: что мне помогло в достижении этого успеха? Кто мне помог? В каких областях мои способности более развиты.

«Проигрывание ситуаций». Цель – развитие сплоченности группы, умения разрешать конфликтные ситуации.

Обсудите с детьми реально возникший конфликт или расскажите сами, о какой- то ссоре и предложите им дать рекомендации, как «погасить» этот конфликт.

Все эти упражнения не сложны для реализации, не требуют больших финансовых затрат и просты в проведении. Их использование будет способствовать снижению агрессивных проявлений в школе.

Подготовка и проведение внеклассных мероприятий является не только возможностью самореализации для детей, но и ареной столкновения различных интересов и амбиций, претензий на лидерство, и зачастую чревата конфликтами.

Конфликт позволяет определить, что нужно для развития и усовершенствования всех сфер.

Совет

К навыкам управления конфликтом, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений — конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др.

Навыки, которые необходимо сформировать у подростков, чтобы они могли самостоятельно решать конфликты:

– развивать эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению;

– оценивать совершенный поступок, а не личность;

– высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным;

— нейтрализовать борьбу за власть;

– учить учащихся управлять эмоциями;

– формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта; вырабатывать альтернативы, привлекая подростков к совместному творческому поиску.

Следующий конфликтный период наступает в начале 9-го класса, когда возникает новая болезненная проблема: нужно решить, что делать, — идти в среднее специальное учебное заведение или продолжить учебу в школе. Довольно часто возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в 10-й класс, но получает отказ по причине низкой успеваемости.

В старшем звене школы наблюдается заметный спад конфликтов в предметно – деятельностных отношениях, и рост числа конфликтов в межличностных отношениях.

Определению сущности конфликта может помочь выполнение некоторого алгоритма поведения, направленного на преодоление конфликта в целом.

Он включает в себя несколько этапов. На первом этапе определяется проблема, выясняется специфика её видения участниками конфликта, определяется зона разногласий. На втором этапе определяются причины. На третьем необходимо заняться поиском путей разрешения. На четвертом найти оптимальное для всех участников решение. На пятом его реализовать. На шестом оценить и осознать успех или неудачи.

И, наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в вуз, начало личной жизни.

Данный период зачастую бывает остроконфликтным: неудачи, срывы, проблемы, которые, по мнению многих ученых, могут выражаться: в снижении работоспособности, иммунитета, успеваемости, повышенной заболеваемости, во внутренних и межличностных конфликтах, в повышенном уровне тревожности, в отсутствии смысла жизни.

Конфликты юности представлены следующими конфликтами:

– Ценностно-смысловые конфликты.

– Морально-нравственные конфликты.

– Деятельностные конфликты, которые связаны с профессиональным самоопределением и формированием профессиональной идентичности.

– Обычно школьники очень любят критиковать учителей и вообще все, что связано со школой. Это порождает большое количество разнообразных конфликтов.

Обратите внимание

Для сокращения количества проявлений агрессии в школах, полезным может стать формулирование в письменном виде тех сторон школьной жизни, вокруг которых наиболее часто возникают конфликты. Например, правила поведения учащихся, требования к ученикам и родителям.

Следующим шагом в этом направлении должно быть информирование. Родители должны четко знать требования школы, а учащиеся – правила своего поведения, а кроме того, и правила поведения учителей.

Еще одна рекомендация: создание ученического комитета, в обязанности которого, помимо текущих дел, должно входить обсуждение проблем, возникающих между учениками.

– Управлению конфликтов и оптимальному их разрешению способствует знание учителем различных приемов косвенного разрешения конфликтов. Этим термином обозначаются различные психологические техники, построенные наряду с психокоррекционными принципами.

– Принцип «выхода чувств». Необходимо давать ученику возможность выразить свои эмоции.

– Принцип «эмоционального возмещения». Суть этого принципа в том, что облегчает разрешение любого конфликта порция положительных эмоций, похвала и комплименты тому, кто находится во власти отрицательных переживаний.

– Принцип «авторитетного третьего». Рекомендуется подключать, неявно для потерпевшего (обиженного), третье авторитетное для него лицо, которое, как-бы, ненароком приносит информацию о позитивном отношении к обиженному его оппонента.

– Принцип «обнажения агрессии». Когда враждующим представляется возможность излить свою агрессию по отношению друг к другу в ситуации явного соперничества (например, при участии в соревновании).

– Принцип «принудительного слушания оппонента». Принцип применяется в ситуациях психокоррекционной работы с конфликтующими (например, школьным психологом), когда оппонентов просят воспроизводить все сказанное другим, а только затем переходить к собственным мыслям. Приучать конфликтующих учеников к правилам конструктивного спора необходимо с развития у них способности слушать оппонента.

– Принцип «обмена позициями». Всегда полезно при управлении конфликтом задать участникам вопрос о том, что думает, что испытывает и почему так поступает противоположная сторона. «Взгляд со стороны» облегчает ситуацию профессионального вмешательства в конфликт. Для участников же, такая задача приводит к лучшему пониманию оппонента и более спокойному подходу к проблеме.

– Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих. Педагог, разбирая конфликт, обращает внимание на жизненные ценности более высшего порядка, указывает на эгоизм аргументов каждого.

– Многие процессы, происходящие в педагогической деятельности – это, в первую очередь, проблемы выстраивания человеческих отношений. Поэтому важное значение имеет внедрение в повседневную практику технологий создания здорового социума, утверждения нормальных взаимоотношений его структур.

– Одним из действенных способов предупреждения конфликтов является оптимизация всех форм общения и оказание психологической и педагогической помощи участникам образовательного процесса.

Источник: https://stydopedia.ru/4x59ac.html

Ссылка на основную публикацию